Базар

Базар — это неорганизованное место торговли, где торгуют сами производители своего товара (например, фермеры). Продавцы не имеют четкого торгового места и не платят аренду. Проходят такие базары зачастую один или два раза в неделю (бывает и реже).

Рынок — организованное место торговли, где торговцы являются арендаторами и платят аренду за торговое место. Рынок имеет четкие границы и работает ежедневно (у некоторых рынков бывают санитарные дни по понедельникам).

Базар — неорганизованное место торговли, которое проходит один раз или два в неделю либо сезонно, где продавцы являются производителями своих товаров. Базар не имеет юридического лица, продавцы не платят аренду и не занимают определенного места. Базар имеет бессистемную торговлю, где у каждого продавца индивидуальный товар и цена. Санитарные условия почти не соблюдаются. Торг допустим и даже приветствуется.

В нашей стране часто эти слова являются тождественными, где рынок называют базаром, а базар рынком. То есть эти два слова являются синонимами.

 «Где двое, там рынок, трое — базар, а семеро — ярмарка», — издревле говорили в народе.

Торговля вразнос, вели ее мелкие розничные торговцы – офени и коробейники.

Новым индустриальным видом торговли стала магазинная, постоянная торговля, стали функционировать с середины 19 века сети магазинов и крупные гостинные дворы.

В старой России ежегодно устраивалось множество ярмарок. Они различались по профилю (лесные, хмелевые, конные, степные, так называемые скотские), по продолжительности (от 1 до 30 дней и более), по значению.

Важно, учитывать, что ярмарки, помимо своей главной функции (места торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей, приехавших из различных регионов страны, — и эта функция доминировала как раз на крупнейших ярмарках.Очень часто выставки, особенно крупные, являлись одновременно ярмарками, и наоборот. Поэтому и оставили такой след в истории страны наиболее богатые ярмарки.

вокруг все «хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом»

Торговые сходы в старой России было принято назначать на календарные или церковные празднества.

Термин «базар» («базарщина») имеет татарское происхождение и кроме

именования непосредственно торговой площади используется как отображение крика, гама, брани, шумной толпы. Отсюда образовались специфические прозвища — «базарный», «базарник», «базарница», «базарный торгаш», «торговка»; «бранчивый», «озорник»; «шатающиеся по базарам», «праздный гуляка».

«Рынок» – понятие, распространившееся в XVII-XIX веках как обозначение избранного места торговли «съестными и другими припасами на воле (на воздухе)».

Рынок, как правило работает постоянно, будь то зима или лето, будни или праздники. Ярмарка же проводится периодически в назначенные сезонные сроки или предпраздничные и праздничные дни.

Рынок не имеет торжественного открытия и закрытия с выступлением артистов, почетными гостями и всевозможными развлекательными и

рекламными мероприятиями. На ярмарке все это присутствует, и она становится праздничным событием в селе и городе.

В любые времена обязательным в торговле было знание мер и счета. В

этой области российскими купцами проявлялась безграничная изобретательность.

В древние эпохи акцент был сделан на «конструкцию» самого человека, который

и вдохновил продавцов на создание эталонов мер длины. Так появилась сажень, локоть, пясть, пядь и др. Иные способы и образцы для счета были почерпнуты из быта, например, ведра, кади, коромысла или заимствованы у заграничных коллег.

С конца XV века все напитки – пиво, вино, квас, мед измеряли тремя основными мерами, они еще называются — винные меры, это: —

«ведро», «бочка» и «новгородская насадка». Первые две используются до

сих пор, а вот насадку мы уже не знаем. Насадка — единица объѐма для таких

напитков, как вино, пиво, квас и мѐд. Чтобы выяснить их емкость, посмотрим, как они связаны друг с другом.

1 бочка + 20 вѐдер = 3 бочки, значит, 1 бочка = 10 вѐдер;

19 бочек + 1 насадка + 15,5 ведра = 20 бочек + 8 вѐдер, откуда 1 насад-

ка = 2,5 ведра, 1 бочка = 4 насадки.

Иногда насадку выражали в «кружках». Как мера объѐма кружка вошла в обиход в XVI столетии и составляла в то время двенадцатую часть

ведра, поэтому 1 насадка = 30 кружек.

Для таких товаров как зерна, крупы, муки применялись свои единицы измерения — хлебные меры, из которых основной и самой древней были «кадь» и еѐ доли, в частности половина – «половник». По

оценкам историков, в XII-XVI веках кадь вмещала 14 пудов ржи, или 229,32

кг. Из «народных» мер того времени упомянем «лукошко», равное 16 кг

ржи. Из всех местных мер хлебные оказались наиболее живучими. До конца

XVII столетия ими пользовались в быту наряду с общегосударственными

мерами (первые из них были узаконены ещѐ в середине XVI века при Иване

Грозном).

Приведем меры веса в Древней Руси, которые упоминаются в литературных источниках X-XV веков. Их названия – «берковец», «пуд», «гривна», «гривенка», «золотник», еще «почка» и «пирог». Безменом называли и простейшие рычажные весы, о которых идѐт речь в загадке «Сам худ, а голова с пуд». Сама мера давно забыта, а вот весами-безменом мы пользуемся до сих пор.

Кроме безмена концу XVII века взвешивали на «терезях» и «контарях».

Упаковочные меры. Использовали для поставки сала «сальными мерными

бочками», хмель – «кипами», а чай – «цыбиками». С их количеством указывали соответствующий вес или объѐм. Вес цыбика — ящика рассыпного чая – обычно оценивался в 40-80 фунтов (1 фунт = 409,5 г). Позже цыбиком стали называть также пачку чая определѐнного веса. А вот дешѐвый кирпичный чай традиционно поставляли в виде спрессованных плиток весом около трѐх фунтов каждая, упаковывая их в ящики в несколько слоѐв.

Купечество из класса розничных торговцев в древней Руси превратились в двигательную силу государственного и международного значения, обеспечив стране путь к индустриализации.  Безусловно, это были талантливые, предприимчивые люди с организаторскими способностями, смекалкой, чертами авантюриста и без сомнения, идущие на риск. Из этого социального сословия вырастали и будущие предприниматели, заводчики и фабриканты, крупные акционеры, благотворители и меценаты. Именно купечество дало городам и самой России экономическое процветание, оставив заметный след в духовной сфере, искусстве, архитектуре, благотворительности.

Первейшей из крупных всероссийских торжищ с почти четырехсотлетней историей представлялась Нижегородская ярмарка. Официальное открытие Нижегородской ярмарки состоялось ещѐ в 1641 году на берегу Волги возле древнего Макарьевского Желтоводского монастыря, откуда и получила своѐ название — Макарьевская. В то глухое на Руси время монастыри были единственным средоточием духовной, да и общественной жизни. Удобное месторасположение на перекрестке торговых путей обеспечило рост популярности макарьевского монастырского торга.

В первые годы Макарьевская ярмарка действовала всего неделю: с 25 июля (по ст. ст.) до первого Спаса – 1 августа. А после того, как она была объявлена государственным торжищем – растянулась на целый месяц.

Макарьевский монастырь в делах ярмарки играл решающую роль: он давал кров торговому люду и толпам паломников, владел вместительными и надежными лабазами. В монастырских храмах совершались службы во славу торговых успехов, крестным ходом открывалась ярмарка, торжественным молебном закрывалась.

16 августа 1816 года в конце торжища ночью вспыхнул пожар. Пора стояла знойная и сухая, и ярмарочные постройки сгорели дотла. На следующий год ярмарку перенесли в Нижний Новгород, но она так и сохранила свое славное название — Макарьевская, хотя официальна была переименована в Нижегородскую.

Строительство ярмарки было доверено выдающемуся архитектору А.А. Бетанкуру, который предложил для еѐ размещения стрелку рек Оки и Волги. И уже в июле 1822 года состоялось еѐ открытие.

Нижегородская ярмарка считалась барометром экономической жизни

страны. С Макарьевской – Нижегородской ярмарки пошли в ход ее «именные» выражения: базарных плутов называли макарами. «Подпустить макарку» – значило сплутовать. Про винных откупщиков язвили: «Вчера Макар гряды копал, нынче Макар в воеводы попал».

Рынок, со временем превратившийся из сугубо торгового мероприятия в ярмарочный театр нуждался в организаторах, зачинателях и вдохновителях всеобщего веселья, тем более, что время его проведения, как правило, связывалось с традиционными праздниками. И такими людьми стали скоморохи.

 Городская площадь во время гуляний и ярмарок представляла собой очень интересное и необычное зрелище, оно захватывало как количеством и разнообразием всего помещавшегося на ней, так и сочетанием невозможных в другое (будничное, обычное) время вещей, присутствием рядом на сравнительно небольшом пространстве представителей разных сословий и групп населения при большой свободе их поведения и общем праздничном настрое.  Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя вовлекался в ярмарочный праздничный водоворот.

Поделитесь в соц. сетях