• 1
  • 2

к спискам

Участники Первой мировой войны – члены церковных общин Гороховецкого уезда в 1923–1925 гг. (на материалах ГАВО. Ф. Р-307. Оп. 2)

В 1923 г. советской властью была проведена регистрация всех церковных общин. При регистрации община должна была предоставить в числе прочего списки духовенства, церковного совета и церковной общины. Про каждого человека необходимо было указать его фамилию, имя, отчество, место проживания, дореволюционную сословную принадлежность, деятельность с 1914 г., классовую принадлежность на 1923 г., имущественное положение и время присоединения к данной общине. По графе, в которой указывалась деятельность с 1914 г., можно частично восстановить список участников Первой мировой войны (естественно, только вернувшихся с войны) с краткими биографическими данными до начала 1920-х гг. Последнее обстоятельство является несомненным плюсом данного источника информации. Недостатков у данного источника информации также немало. Так, по нему нельзя выявить участников Первой мировой войны, если они не входили в церковные общины. Также по нему нельзя выявить участников Первой мировой войны, если они сменили место жительства; при этом можно обнаружить участников Первой мировой войны, которые были призваны в других местах, но в 1923 г. проживали на исследуемой территории. Следует отметить, что многие люди не указывали свою деятельность с 1914 г. Особенно характерно это для прихожан сельских храмов. Дело в том, что в городских храмах состав прихожан был довольно пестрым как по дореволюционной сословной принадлежности, так и по послереволюционной классовой и профессиональной принадлежности (рабочие (пролетарии), крестьяне, безработные, пенсионеры, домохозяйки, а также представители самых разнообразных профессий), поэтому прихожане городских церквей подробно указывали свою сословную, классовую, профессиональную принадлежность (в каждом случае непохожую на данные параметры других), а следовательно, заполняли и графу о своей деятельности с 1914 г. Это позволяет выявить участников Первой мировой войны; более того, иногда даже в графе о своей дореволюционной сословной принадлежности указывали: «солдат», «военнослужащий». В списках же прихожан сельских храмов зачастую заполнена только первая графа (фамилия, имя, отчество) и вторая (аршинными буквами указывалось место проживания), далее опять же аршинными буквами писалось: «крестьяне», «землепашцы»; естественно, что графа о деятельности с 1914 г. оказывалась просто незаполненной. Учитывая, что некоторые фамилии этих «крестьян» - «землепашцев» были вычеркнуты – обычно с пометой «торговец», один раз «жандарм» (некоторые категории граждан, т.н. «бывшие», не имели права в числе прочего быть членом церковных общин), – можно смело утверждать, что в действительности такого однообразия не наблюдалось, а в графе о своей деятельности с 1914 г. «крестьяне» - «землепашцы» могли написать много интересного, в т.ч. и об участии в Первой мировой войне. Особо следует оговорить неопределенность формулировок. Лишь в отношении некоторых людей не вызывает сомнения факт участия в боевых действиях в Первой мировой войне (эти лица указывали, например, что находились в плену либо писали: «участвовал солдатом в империалистической войне»). Вторая категория – это те, кто указывали, что служили в царской армии (графа четко указывала, что это происходило с 1914 г., а не раньше, поэтому маловероятно, что писавшие подразумевали службу до начала Первой мировой войны), иногда даже указывали годы, полностью либо частично совпадающие с годами Первой мировой войны.

к спискам

В отношении данной категории нельзя однозначно понять, являлись ли они участниками боевых действий или только служили в армии в годы Первой мировой войны. Наконец, третья категория – это те, кто указал только факт военной службы; здесь нельзя понять, идет ли речь о службе в царской или в Красной армии (лица, указавшие, что служили только в Красной армии, в статье не указываются). В третью категорию включены и лица, написавшие о себе: «Служил»; у данных лиц не представляется возможным даже понять, о военной или гражданской службе идет речь.