Чеснокова, Е. Дела людей — величие России: новые страницы истории / Е.Чеснокова // Новая жизнь – 2020. – №62. – С. 1,7.

Дела людей — величие России: новые страницы истории

 

Гороховецкая земля богата людьми талантливыми и именитыми, а имена некоторых из них остались навсегда в истории государства Российского. Но, без сомнения, мы знаем об истории нашего края, о великом прошлом наших земляков лишь малую часть.

14 ноября в Доме творчества и ремесел состоялась V межрегиональная кра-еведческая конференция «Дела людей — величие России», посвященная памяти Ивана Александровича Шорина, предпринимателя, основателя Гороховецкого судостроительного завода.

Инициатива проведения этой конференции прозвучала более пяти лет назад от тогда еще заместителя председателя Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, ныне Председателя Правления Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция» Сергея Рыбакова. Первая конференция положила начало целому ряду исследовательских работ как в районе, так и за его пределами. Как результат — ежегодные встречи краеведов, историков, людей, интересующихся великим прошлым малой родины, и потомков великих людей Земли Гороховецкой.

Организаторами межрегиональной краеведческой конференции являются отдел

культуры, молодежи и спорта администрации Гороховецкого района, коллектив Современного культурного центра им. П.П.Булыгина, сотрудники учреждений культуры, в том числе Дома народного творчества и ремесел. В этом году из-за коронавируса и конференция прошла в режиме онлайн-трансляции.

В бывшем особняке Шорина на улице Московской, в котором сейчас располагается Дом творчества и ремесел, собрались организаторы мероприятия, часть докладчиков, немногочисленные гости (количество участников было ограничено). Но, несмотря на все ограничения, конференция стала одним из ярких событий года. По видеосвязи участие в ней приняли глава администрации района Дмитрий Наумов, а также люди, увлеченные историей родного края.

Открыла мероприятие главный специалист по туризму отдела культуры, молодежи и спорта администрации Гороховецкого района Екатерина Лапцова. «Гороховец вписал в историю много ярких имен, многие из которых были несправедливо забыты, — отметила она в своем выступлении. — Поисковая работа должна быть продолжена, а значит, предстоит открыть еще много имен наших соотечественников, которые оставили свой след в истории района, области и страны. И в будущем году планируется расширить формат конференции, чтобы темы докладов касались не только промысла отходников и котельщиков». Вспомнила Екатерина Лапцова и о том вкладе, который в организацию первых краеведческих конференций внесла сотрудник Дома творчества Анжела Шашкина.

Днем раньше представителями молодого поколения — волонтерами Гороховецкого района была проведена акция памяти на старообрядческом кладбище в д. Выезд. Именно здесь более 100 лет назад был похоронен И.А.Шорин — известный судостроитель и благотворитель. Несколько лет назад место захоронения И.А.Шорина было найдено и благоустроено. И в канун конференции молодые активисты и волонтеры провели субботник по очистке территории кладбища, возложили цветы к могиле судостроителя. Небольшой видеорепортаж об этом событии был показан участникам конференции.

Программа была насыщена интересными выступлениями. Прозвучали доклады не только гороховчан, очень интересные темы были озвучены краеведами, учеными, историками из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Вязников.

Ведущая мероприятия, директор СКЦ им. Булыгина Лариса Бусько посвятила свое небольшое выступление книге Николая Андреева «Котельщики», выпуск которой состоялся 10 лет назад. Именно она положила начало изучению темы отходничества в Гороховецком уезде. Во многих докладах делались ссылки на этот труд уважаемого гороховецкого краеведа.

Виктор Барашков (г.Москва) раскрыл тему «Котельщики, уроженцы Гороховецкого уезда, на военно-морской службе в Балтийском флоте во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг.».

В совместном выступлении директора музея Марины Павлухиной и заведующего сектором ГИАМ Ирины Ладушиной была отражена тема труда котельщиков, их наследия в экспозициях Музея технической мысли «Марфа посадница», они рассказали о музейных планах на будущее в данном направлении.

Следующий участник конференции, хоть и живет в Санкт-Петербурге, но своей малой родиной считает Гороховец. Кандидат химических наук по специальности аналитическая химия, автор более 50 научных трудов, изобретатель СССР Владимир Демин выступил с докладом на тему «Гороховецкая судоверфь и Т.И. Бобрицкий — один из основателей аварийно-спасательной и водолазной службы ВМФ России».

Темой доклада атамана Гороховецкого ХКО Евгения Ткаченко  стали «Десантные мотоботы», которые изготавливал в годы Великой Отечественной войны Гороховецкий судостроительный завод.

Ольга Букова (г. Нижний Новгород) раскрыла интересные факты по теме: «Гороховецкие герои в военной истории Нижегородского края».

Жительница Гороховца Наталья Бахтырева поделилась интересным сообщением на тему «Корабелы. Династия Хониных». Все эти выступления заслуживают того, чтобы с ними познакомились наши читатели. И мы постараемся выкладывать эту информацию на страницах газеты.

 Сегодня мы публикуем (в сокращении) один из докладов, прозвучавший на краеведческой конференции. О «Зарождении судостроения и котельного промысла на Гороховецкой земле» рассказала заведующий отделом краеведческой библиографии «СКЦ им. П.П. Булыгина» Марина Роот. Судостроительная отрасль России имеет богатейший опыт строительства судов практически любого класса. Самая большая на момент постройки нефтеналивная баржа «Марфа Посадница», самая большая подводная лодка «Акула 941», самый большой ледокол «50 лет Победы» и многие другие суда различного класса и предназначения разрабатывались и строились на верфях России. На предыдущих краеведческих конференциях гороховчане познакомились с историей судостроения металлических судов, с историей заводов и судьбой их основателей Шориных, Яковлевых, Крюковых, Латяевых.

История судостроения уходит во времена глубокой древности. Древние славяне более трех тысячелетий тому назад строили челны-однодеревки и лодки из прутьев, коры или кожи. Периодом бурного развития судостроения на севере России были IX— XI вв. С XII века строились шитики, ладьи, карбасы, расшивы и многое другое. И гороховецкие мастеровые, и плотники строили не только жилые и нежилые помещения, но и речные суда.

В фондах библиотеки имеется книга «Промышленность и торговля в России XVII-XVIII вв.», в ней размещена статья М.Я.Волкова «Ремесло и промыслы посадских людей города Гороховца (XVII — первая четверть XVIII в.). Автор статьи использовал данные, содержащиеся в Гороховецких переписных книгах 1623,1646, 1678 и 1722-1723 годов. Гороховец расположен на берегу р. Клязьмы, недалеко от места ее впадения в Оку. В XVII веке водные пути играли большое значение в связях торгово-промышленных центров России. Гороховецкие купцы со своими товарами появлялись даже в Сибири, передвигаясь по рекам.

Большинство плотников, строивших речные суда и сыгравших большую роль в развитии судостроения в нашем регионе, проживали в Раменской волости Гороховецкого уезда. Ранее в Раменский приход по «историко-статистическим описаниям церквей и приходов Владимирской епархии» входили деревни Золино, Талашманово, Мишуково, Сидельниково и Ильина гора. С конца XVII века плотники Раменской волости строили суда и на продажу, и по заказам судопромышленников, гороховецких в том числе. «Так в 1699-1700 гг. крестьяне деревни Ильиной горы братья Герасим и Василий Оверины взяли подряд на постройку двух паузков для торгового человека гостиной сотни К.П.Калмыкова. В январе 1726 г. крестьяне той же деревни О.И.Кустов и Обросим Федоров обязались построить к «нынешней полой вешней воде» для А.И.Ширяева «новоманерный» струг длиной в 16 сажен за 50 рублей и для Б.И.Симонова струг длиной в 8 сажен за 15 рублей». Из статьи Волкова известно также, что в Гороховце в 1724 году были проданы 20 стругов, изготовленных в городе и уезде, за 571,5 рублей, в 1725 году — 23 струга за 1497 рублей и в 1726 году — 20 стругов за 761 рубль». И большая часть этих судов была построена в Раменской волости (ред.: струг — плоскодонное гребное судно).

Быстрыми темпами в XVII веке развивались кожевенный промысел и винокурение, но предприятия купцов в речном транспорте возникли раньше. На это указывает то, что купцы свой товар доставляли в Астрахань, в города Нижнего и Среднего Поволжья на речных судах. Среди посадских людей Гороховца стали появляться профессии водоливов, бурлаков, работников-кормщиков. Владельцы и совладельцы небольших речных судов «кормились» перевозкой чужих грузов и товаров. Среди посадских людей Гороховца, строивших суда для себя или для использования под перевозку чужих товаров, автором называются следующие фамилии: И.Ф.Корвяков, В.И.Чистяков, Д.В.Бугаков, Я.И.Свешников, братья Н.Г. и П.Г.Свешниковы, В.В.Холкин. Известны и богатые судопромышленники Гороховца, это И.А.Ширяев с сыновьями, П.Г.Ширяев, занимавшийся кожевенным промыслом и винокурением. Производства по переработке кожи и вина требовали от купцов иметь хорошие пути доставки сырья и произведенного товара к потребителю, что и происходило водным путем на судах этих промышленников.

В.И.Летнев, М.И.Летнев, В.И.Плотников, Б.И.Симонов, И.И.Холкин, Ф.В.Климов, Г.П.Харузин — все эти люди стояли у истоков развития судостроительного дела Гороховецкого уезда. Каждый имел в своем распоряжении по одному — три струга и по четыре — одиннадцать барок. Использование своих судов они определяли торговыми операциями, так как торговали от Санкт-Петербурга до Астрахани. Например, А.И.Ширяев в мае 1720 года нанял в Казани группу работников, которые «рядили» 110 рублей и обязались идти на его судне реками Камой и Вяткой до села Бурца,  здесь нагрузить судно хлебом и идти обратно до Нижнего Новгорода. В 1727 году Холкин для работы на стругу и 11 барках нанял в Гороховце 85 работников, в том числе десять кормщиков и восемь коноводов с 59 лошадьми. За доставку его судов в пункты назначения Холкин обязался уплатить этим работникам 380 рублей 55 копеек. К началу XX века в Гороховецком уезде процветали строчевышивальный, грибной промысел, вязка варежек и чулок, офени и, конечно же, котельный промысел. Неизменно котельный отхожий промысел в уезде был очень распространенным и приносил хорошие доходы. Корни этого занятия уходят в XVII век. Всю подробную информацию об этом промысле и людях этой профессии можно найти в книге Н.И.Андреева «Котельщики. Гороховецкие отходники».

 

По материалам конференции Елена Чеснокова

 

 

Чеснокова, Е. Дела людей — величие России: новые страницы истории / Е.Чеснокова   // Новая жизнь – 2020. – №62. – С. 1,7.