Гороховецкий театр

 

 

 

 

 

Буклет_2003

 

 

 

 

 

БОЛЬШОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ

            Традиционный благотворительный концерт детской музыкальной школы всегда праздник для родителей, ребят-участников, многих гороховчан, а для педагогов — прежде всего труд большой, усердный и кропотливый.

            На репетициях перед такими концертами зрителей не бывает, а если бы присутствовали, посидели в зале хоть недолго, убедились бы, какого детского и преподавательского труда стоит каждый номер. Репетиции эти и сами похожи на праздник — в школе оживление, беготня, суета, вся она полна нестройными всхлипами и вздохами разных инструментов. Но потом вдруг наступает тишина и все меняется. Уже слаженно и стройно звучит одно произведение за другим, идет серьезная работа над номерами концерта. Все это вечером, дотемна, но старшие и младшие учащиеся ходят на репетиции, не ленятся. Три полных репетиции состоялось перед концертом и это только репетиции, а ведь концерт — результат огромной работы, которая идет в школе неделя за неделей, четверть за четвертью.

            В нынешнем концерте, как и всегда, выступили пианисты и скрипачи, домристы и балалаечники, все инструменты были представлены ребятами. Открыл концерт старший хор детской музыкальной школы (руководитель И.П.Туманская).

            Выступление его было одной из самых ярких страниц концерта. В настоящее время этот коллектив готовится к областному фестивалю «Весенние голоса». Двадцать три выступления включала программа и не было среди них ни одного неинтересного, слабого. Играли на концерте почти все преподаватели музыкальной школы, особенно были трогательными совместные выступ­ления учителей и учеников. О. Токарева вместе с С. Н. Логиновой исполнили «Тарантеллу» А. Гаврилина, думается этот номер запомнился всем. Замечательно звучала пьеса А.Хачатуряна «Две смешные тетеньки поссорились» в исполнении Т.Комковой. Ярким было выступление первоклассницы Н.Лоскутовой. Прекрасно сыграл ансамбль скрипачей (руководитель Е.Н. Суслова). Успешно выступили юные баянисты Вадик Рогов и Юра Громачков.

 

            Исполнение солистов всегда интересно. Но самое большое впечатление оставило выступление коллективов детской музыкальной школы старшего и младшего хоров, ансамблей скрипачей и народной песни. Каждый из них подготовил большую программу, исполнил ее на высоком уровне.

            Непосредственны и очаровательны были на сцене ребята из младшего хора, руководит которым Л.В.Лопухина. Пусть эти ребята поют еще не так замечательно, как старшеклассники, зато они очень старались показать и родителям, и бабушкам с дедушками, чему научились в школе. Завершил концерт ансамбль русской народной песни, очень симпатичный детский коллектив, который не раз выступал уже на различных городских мероприятиях.

            Отличный получился концерт и отзывы зрителей о нем теплы. Люди говорили о высоком исполнительском уровне игры и пения ребят, о профессионализме преподавателей. Можно представить, сколько сил тратят они на участие в конкурсах профессионального мастерства, на подготовку концертов, но усилия не пропадают даром. Если преподаватели сильны как исполнители, то и ученикам есть за кем тянуться, перед ними живой пример.

            Нужно отметить, что прежде средства от благотворительных концертов музыкальной школы шли другим организациям, а теперь их решили использовать на поездку учеников в Нижегородский театр оперы и балета, например, на детскую оперу, такие поездки ребята, любят, они их заслужили

Н.ХАРУЗИНА.

НА СНИМКЕ: выступает старший хор детскоймузыкальной школы.

Фото С.Обидина.

//Новая жизнь.1992.- №21,с.1.

несмотря на то, что многие зрители хорошо знакомы с исполнителями ролей. Это школьники Таня Муратова, Игорь Щемелев, Наташа Доброцветова, Ира Боровкова, Ира Сличенко. «Тайна ледяной двери» для них не первый спектакль, юные артисты имеют уже большой опыт игры на сцене.

несмотря на то, что многие зрители хорошо знакомы с исполнителями ролей. Это школьники Таня Муратова, Игорь Щемелев, Наташа Доброцветова, Ира Боровкова, Ира Сличенко. «Тайна ледяной двери» для них не первый спектакль, юные артисты имеют уже большой опыт игры на сцене.

— Сами накладывают грим, — говорит работник клуба Галина Валентиновна Спиченкова, — сами горят желанием мастерить костюмы. Вот, например, костюма Змея Горыныча у нас не было, три головы из пенопласта, зубчатый хвост сделали сами. Вместе подбирали прозрачную, воздушную одежду для Пурги.

— Много в спектакле и сценических сложностей, — продолжает Г. В. Спиченкова, — полёты Бабы-яги на метле сопровождаются звуком реактивного самолёта, посадка её должна быть эффектной. Летает в спектакле и Змей Горыныч, причём приземляется неудачно, повиснув на стуле в неестественной и смешной позе. Всё это нужно было продумать, тщательно отрепетировать.

Переполненный зал клуба имени В. И. Ленина и восторг малышей говорят сами за себя. Спектакль получился. Немало радости принёс он и самим артистам. Исполнитель роли Кощея Бессмертного девятиклассник Игорь Щемелев говорит:

— «В драматическом кружке занимаюсь больше трёх лет и получаю от репетиций, от спектаклей большую радость. Галина Валентиновна часто повторяет нам слова К. Станиславского: «На сцене нужно жить». Я помню о них всегда. А кружок для меня тем и важен, что там сталкиваешься с настоящим творчеством, пытаешься играть сам. Скоро я закончу школу, скорее всего, кончатся и мои занятия в кружке, но театр буду любить всегда. Хочу посоветовать младшим школьникам: приходите в драмкружок. Робким он поможет приобрести уверенность в себе, ребятам с ленцой прибавит трудолюбия. Занятия в драматическом кружке могут дать и хорошую дикцию и умение владеть собой. И ещё об одном хочу сказать. Родители считают, что кружок отнимает время, мешает хорошо учиться. Это неверно! Все кружковцы учатся хорошо, везде успевают. А тех, кто бросил занятия, можно видеть на улице без дела, в то время, когда мы спешим в клуб

К сказанному нужно добавить, что большой вклад внесли в постановку взрослые помощники ребят — артисты Гороховецкого народного драматического театра С. Н. Боровкова и Т. В. Спиченкова, исполнившие центральные роли.

Н. ХАРУЗИНА.

На снимке: Сцена из спектакля «Тайна ледяной двери».

Харузина, Н. «Тайна ледяной двери» — // Новая жизнь.- 1985.- №9.-С.4.

 

НА СЦЕНЕ – СКАЗКА.

Детский драматический кружок при клубе имени В. И. Ленина не прекращал свою работу в летнее время. Юные артисты были заняты репетициями спектакля «Василиса Прекрасная». На премьере основную часть зрителей составили ребята из детских садов, ведь спектакль адресован, прежде всего, малышам. Но, думается, интересен он будет и учащимся начальных классов.               


Спектакль поставлен по мотивам известной русской народной сказки «Царевна-лягушка». Сколько раз читали, видели её в кино все малыши! И всё равно спектакль они смотрели с огромным интересом. Главную героиню сказки сыграла Таня Муратова, Ивана — Игорь Щемелев. Они — давнишние члены драматического кружка, участники многих представлений. Роль старика-отца была поручена Наташе Кудиковой, и, надо сказать, юная актриса нашла. выразительные средства, чтобы достоверно изобразить своего героя. Старшего брата сыграл Вова Спиченков,  среднего — Лена Голубева. В её же исполнении толстяк Василий со связкой баранок на шее превратился в комического героя, вызывавшего неизменный смех в зале. Жёны братьев тоже в спектакле наделены собственными чертами, характерами. Боярская дочь (Лена Киселева) — злая, завистливая, купеческая дочь (Ира Сличенко) — добродушная, нерешительная. Объединяет их одно: обе — бездельницы. И как ни стараются скрыть это сёстры, правда, конечно, выходит наружу.

Занимательной, неожиданно яркой стала сказка благодаря Бабе-яге. Её с азартом сыграла Ира Боровкова. Спектакль построен так, что положительные и отрицательные герои разговаривают, как это делала Баба-яга, Ире Боровковой особенно удалось наладить контакт с залом, реакция зрителей была поистине бурной. Хорошо сыграла Кота Жанна Кулагина. Ведущей сказки была артистка народного театра имени А. М. Горького С. Н. Боровкова. Домик рассказчицы, красивый, резной, был установлен в зале, недалеко от сцены. Время от времени резные его ставни открывались, и рассказ ведущей связывал воедино части спектакля.

Какая же сказка без волшебства? Волшебство было. Лягуш­ка на глазах публики превращалась в Василису. Гром и молнии, сопровождавшие эти сцены, обеспечил осветитель Н. А. Сардак. Кащей Бессмертный (Дима Фадеев) боролся с Иваном. Захватывающая сцена стала в спектакле кульминационной. Удовольствие получили, видимо, не только зрители, но и артисты. Чудесные декорации, выполненные П. В. Рябинкиным, помогли ребятам удобно чувствовать себя на сцене.

Большую роль сыграла в подготовке спектакля его режиссёр Г. В. Спиченкова. Опыт работы, дружеский контакт с воспитанниками помогли ей поставить интересный, красивый спектакль, подарить детям сказку.

Н. БРУСОВА.

Брусова, Н. На сцене – сказка / Н.Брусова // Новая жизнь.- 1985.- №114.-С.4.

СКОЛЬКО РАДОСТИ ДАРИТ ТЕАТР

         Галина Одувалова-Басюл не из тех молодых людей, которые сетуют на то, что Гороховец мал. Ей непонятны слова «скучно, некуда себя деть». Наоборот, день Гали расписан по минутам. Её профессия — провизор-аналитик, место работы — центральная аптека. Но, кроме того, есть у комсомолки серьёзное увлечение — народный драматический театр им. А. М. Горького. Несколько вопросов о театре задала Галине Басюл корреспондент Н. ХАРУЗИНА.

—Галя, как началось для вас увлечение драматическим искусством!

—Ещё школьницей я ходила на занятия драматического кружка при клубе имени Ленина. Вела его тогда О. В. Завьялова — одна из самых интересных актрис нашего народного театра. Играла она Кабаниху, Вассу Железнову — серьёзные роли. До сих пор помню все спектакли с участием О. В. Завьяловой. После школы училась я в фармацевтическом училище и там участвовала в художественной самодеятельности. Потом вернулась в Гороховец. Театр здесь был в расцвете. Руководил им. В. Е. Давыдов, и в его постановке спектакля «Однажды вечером» в 1981 году я впервые сыграла одну из главных ролей.

—Наверное, многие жители нашего города видели спектакли с вашим участием, аплодировали, благодарили за подаренную радость. Но зритель видит готовый спектакль. А как идёт работа над ним!

—Работа идёт долго и сложно. Первый человек в театре режиссёр, с него всё и начинается. Нашему театру, например, очень много дал В. Е. Давыдов. Уверена, что работавшие с ним актёры согласятся со мной. Он очень много работал над дикцией, ведь на сцене нельзя говорить небрежно, комнатным голосом, съедая окончания слов. Учил и двигаться по сцене, быстро, гораздо энергичнее, чем в жизни, это даёт лишнюю возможность увлечь зрителя, держать его в напряжении. Учил Давыдов и требовательности к себе, говорил: «Или мы сделаем хороший спектакль, или вообще ставить не будем».

Конечно, зритель не видит самую большую работу театра: репетиции, читки, споры, волнения, подготовку костюмов, декораций, распределение ролей, подбор музыки. Всё это напряжённейшая и интереснейшая работа. А радости она приносит, мне, например, едва ли не больше, чем игра в готовом уже спектакле.

—Что вы считаете самым главным залогом успеха спектакля!

—От многого зависит успех. Если даже исполнители ролей неплохие артисты, но роли распределены неверно — успеха не жди. Но самое главное, пожалуй, чтобы был сложившийся актёрский ансамбль. Иногда создать этот актёрский ансамбль, сплотить всех может даже один человек. В нашем театре это Н. П. Стукманов. Талантливый актёр и режиссёр, он так умеет увлечь всех, заразить, что люди преображаются на глазах, делаются энергичнее, веселей.

Очень приятно играть с В. Горевой, М. Стайсуповой, В. Кузнецовым. Был случай, что дело у меня с ролью не ладилось, совсем я скисла и решила от неё отказаться. В. Кузнецов говорит: «Ну, давай, ты бросишь  театр, я брошу, остальные, глядя на нас, бросят, и что будет? Тоска будет.» Говорил он шутя, а убедил, сумел перевернуть моё настроение. Хочу сказать, что театр, это, прежде всего, коллектив, товарищ. Товарищество здесь значит очень много. Считаю, что в спектакле «Отважное сердце» ансамбль у нас был, а вот в «Барабанщице» нет.

—Как сейчас живёт наш народный театр!

—Режиссёр Елена Сапожкова стремится привлечь на сцену молодёжь. Это верный путь. Нельзя опираться только на существующий актив. Мы, конечно, не подведём, но нужны и новые силы. Жаль, что некоторые способные парни и девушки, сыграв один-два раза, отходят от театра. Ссылаются на учёбу. Но я вот тоже заочно, учусь и по себе знаю, захочешь — всё успеешь. Ссылаются на то, что увлечению театром препятствуют мужья и жёны. Думаю, это отговорки. Близкого человека нужно убедить, заразить своим увлечением. Пусть муж, жена тоже полюбят театр. Прочнее будет, семья, если есть у супругов общее увлечение. Конечно, для репетиций нужно время, но зато сколько радости приносит театр!

Недостатком нашим считаю то, что спектакли идут от силы три раза. Надо показывать их чаще, ездить в сельские дома культуры. С «Отважным сердцем» мы выезжали в посёлок Горьковской области. А как же наш район? Скоро, специально для того, чтобы репертуар был побогаче, у нас будет два готовых спектакля,

—Последний вопрос, Галя! Что дало вам увлечение театром!

—Многое. Считаю, что любой самодеятельный актёр становится душевно богаче, значительнее как личность. И ещё запомнились мне вычитанные слова театроведа А. Эфроса «Чем больше людей видят себя актёрами или поэтами, тем лучше для мира».

Харузина,Н. сколько радости дарит театр! /Н. Харузина // Новая жизнь.- 1986.- № 38.- С.4 .

ЮБИЛЕЙ НАРОДНОГО ТЕАТРА

19 ноября этого года исполнится 25 лет с тех пор, как Гороховецкий самодеятельный дра­матический театр носит высокое звание народного. Это большое событие в жизни коллектива. С чем пришёл он к юбилею! Наш корреспондент беседует с режиссёром народного театра Е. В. Сапожковой.

Елена Викторовна, 25 лет, срок немалый. Но ведь театр существует гораздо дольше, когда он возник?

— Очень давно, в 1904 году. К счастью, сохранились афиши, фотографии, различные документы той поры. Конечно, были за это время в деятельности театра и перерывы: в эпоху революции, гражданской, Великой Отечественной войн. Уходили на фронт самодеятельные артисты и режиссёры, на время распадался коллектив, но кто-то из ветеранов самодеятельной сцены вновь брался разучивать пьесу, репетировать, приходила в коллектив молодежь, и театр возрождался. Причём, не на пустом месте, а именно при помощи ветеранов, опираясь на их знания и опыт.

— Какую же роль сыграло для коллектива присвоение ему звания народного?

—С 1961 года история театра началась как бы с новой точки отсчёта. Такое звание обязывает, налагает дополнительную ответственность. Ведь в самом слове «народный» заключён высокий смысл, значит работает театр именно для народа, не имеет права на серые, безликие спектакли. Хотя это, конечно, не значит, что он не имеет права на эксперимент и должен потакать зрительским вкусам. Театр должен эти вкусы воспитывать.

Кроме того, звание народного театра приходится защищать, отстаивать на областных ко­нкурсах драматических театров. Это — серьёзный экзамен, связанный с большими волнениями. Народных театров в области немного, так что коллективу всегда надо быть на высоте.

-С какими успехами и с какими проблемами встречает театр свой юбилей?

— Я — молодой режиссёр и могу говорить о работе коллектива только в последние годы. Сейчас в театре сильный, способный актёрский состав. Свой вклад вносят опытные артисты, довольно много и начинающих. Пусть кто-то из молодёжи и уезжает из Гороховца на учёбу, а мы теряем артистов, на подготовку которых затрачены силы, время, но наши усилия не пропадут даром, люди эти многому научились на самодеятельной сцене, стали душевно богаче. Ориентация на молодёжь, на молодёжный репертуар, по- моему, оправдана.

         Сложностей у театра много. Ведь артисты заняты на работе, дома, учатся заочно, ездят в командировки, это мешает готовить спектакли. — Хотелось бы, чтобы приток молодых артистов был больше, тогда и спектаклей будет больше. Но энтузиастов пока немного, а когда приглашаешь в театр, можно и такое услышать: «Мы что — клоуны?» Словом, мещанский взгляд на самодеятельность не изжит.

— Ну, и последний вопрос. Как отметит коллектив торжественную дату чем порадует зрителей в этот день?

         19 ноября в 19 часов в клубе имени Ленина состоится юбилейный вечер, театрализованное представление. В фойе клуба можно будет видеть всю историю театра, запёчатлённую в фотографиях, афишах, выставку эскизов декораций П. В. Рябинкина. А на сцену выйдут в этот вечер герои самых удачных спектаклей: «Егор Булычев», «Васса Железнова», «Волки и овцы», «Старый друг лучше новых двух», «Однажды вечером», «Комната». Задуман вечер как отчёт театра о работе за 25 лет. Молодые актёры проведут интервью со зрителями.

         Приглашены на юбилей самодеятельные артисты, ныне живущие в других городах. Например, Людмила Досова приедет из Москвы. Будут присутствовать на вечере и работники Владимирского областного драматического театра имени  В. Луначарского.

Занят в представлении весь состав театра, актёры, которые играют давно: А. В. Тучин,

В. Горелова, С. А. Зуева, Г. А. Маслова, Т. И. Муратова, Г. А. Басюл. Выйдет на сцену и молодёжь. Надеемся, что представление будет интересным для зрителей всех поколений.

 

Беседу вела Н. Харузина

Харузина,Н. Юбилей народного театра / /Н. Харузина  //Новая жизнь.- 1986.- №138.-С.4.

 

НАМ НУЖЕН ТЕАТР!

25 лет исполнилось Гороховецкому драматическому народному театру имени М. Горь­кого. Этой дате был посвящён творческий вечер театра, состоявшийся в клубе имени Ленина.

Открылся занавес и перед глазами зрителей предстал большой экран, сплошь обклеенный афишами спектаклей Гороховецкого народного драматического театра имени М. Горького.

Засияла над сценой цифра 25 и вышли навстречу зрителям артисты: К. В. Тучин, 3. В. Румянцева, В. В. Горева, Т. В. Шарова, Н. М. Терентьев, Л. Фёдоров, С. Н. Боровкова, Г.Л. Басюл, В. С. Ермаков, В. Д. Чебаков, О. О. Новиков, А. В. Матвеев, Т.И. Муратова,  Л. Ю. Латуто, Г. А. Маслова, А. П. Степахин, А. Зуева, Е. Н. Поделкина, В.Н. Павлов, Н. П. Горев, А. Ю. Кулагин. Одни из них начали играть театре очень давно, другие участвовали пока в одном-двух спектаклях. Но все они для нас, зрителей, воплощение любительской сцены.

Трудно сосчитать, сколько спектаклей поставил Гороховецкий драматический театр за годы своего существования. Но есть на его пути заметные вехи, спектакли наиболее яркие, сильные, запоминающиеся. Отрывки из них и составили программу праздничного вечера.

Первыми вышли на сцену герои комедии А. Н. Островского «Волки и овцы» (актёры Т. Муратова, Г. Маслова, С. Зуева). Несколько минут показанный отрывок, но каким мастерством, чувством юмора проникнута эта работа! Островский, пожалуй, любимый автор нашего театра. С особым настроением игрались на Гороховецкой сцене его пьесы в разные времена. Спектакль «Старый друг  лучше новых двух» поставлен недавно, но зрители хорошо помнят его, но были ещё раз встретиться с героями, которых играют Г. Басюл, Т.Шарова, С. Фёдоров.

 Отзвучали аплодисменты, и вышли на сцену ведущие вечера молодые актёры Александр Матвеев и Любовь Фомичёва. Они не просто вели программу, но тоже исполняли на сцене свои роли.

А.Матвеев — роль увлечённого, влюблённого в театр человека, а Л. Фомичёва — роль недоверчиво относящейся к самодеятельности, занятой современной женщины. Этот небольшой сюжет сделал программу вечера напряжённой, драматичной, заставил задуматься о том, почему есть люди равнодушные к театру. Кто они? Может быть, слишком занятые дома и на работе? Им не до театра. А может быть, только прикрываются этой занятостью, прячут за ней душевную леность, равнодушие к чужим бедам, и радостям?

«Что за беды и радости в театре, всё выдуманное, ненастоящее?», — может возразить такой человек. Но разве сочувствие героям книги, сцены, фильма не учит сочувствию окружающим?

И вновь на сцене отрывок из спектакля. На сей раз «Васса Железнова». Первая исполнительница главной роли Александра Николаевна Давыдова прислала в адрес театра поздравительную телеграмму. На сей раз Вассу сыграла В.Горева. Зрители увидели сцену, где В. Железнова заявляет невестке Рашели (Г. Басюл), что отбирает у неё сына. Не менее драматичный отрывок показали актёры и из спектакля по пьесе М. Горького «Егор Булычов».

В небольшом интервью актёры А. Тучин и 3. Румянцева, исполнители ролей Булычова и Глафиры, рассказали о том, какую роль в их жизни, в жизни театра сыграл этот спектакль. Ровно двадцать пять лет назад поставил его талантливый режиссёр Валентин Ефимович Давыдов, имя, которого с любовью и благодарностью вспоминают все, кто работал с ним. Работа над спектаклем была долгой и кропотливой, требовательным и взыскательным к актёрам был В. Е. Давыдов. Но успех спектакля оказался большим. Именно за эту работу

театр был удостоен звания народного.

Большое место в репертуаре театра занимают современные пьесы. Отрывки из спектаклей «Однажды вечером», «Комната» были тепло приняты зрителями.

Зал клуба имени Ленина в этот торжественный для театра день был полон. Пришли сюда люди самых разных возрастов. — Нужен ли вам театр? — спрашивали ведущие отдельных зрителей, спустившись в зал. И пусть не все нашли тёплые слова, пусть кто- то и растерялся перед микрофоном, главное было сказано. Да, нам нужен народный театр. Мы любим его, гордимся им, старейшим в области и одним из самых старых народных в России. Мы хотим видеть талантливые спектакли, которые волнуют, радуют и заставляют думать. Хотим видеть на сцене своих талантливых земляков, энтузиастов-любителей. Ждём новых встреч! Об этом красноречивее всех слов говорили долгие и дружные зрительские аплодисменты.

Коллектив театра поздравили заместитель секретаря партийной организации судостроительного завода В. М. Фёдорова, директор клуба имени Ленина Г. В. Спиченкова, исполняющая обязанности заведующей районным отделом культуры И.А. Берёзкина, актриса областного драматического театра К. А. Камкина, методист Владимирского Дома самодеятельного творчества В. А. Хромова. Грамотами, памятными сувенирами были награждены режиссёры Е. В. Сапожкова, Н. П. Стукманов, художник-декоратор П. В. Рябинкин и весь актёрский состав.

Погас в зале свет. Но ещё долго не расходились зрители, осматривали выставку афиш, фотографий, эскизов декораций, рассказывающую об истории самобытного творческого коллектива. Долго ещё зрители поздравляли актёров, желали им новых хороших ролей.

 Н ХАРУЗИНА

Харузина,Н. Нам нужен театр! / Н. Харузина  // Новая жизнь-1986-  №143.С.4