Бурлаки

В Гороховецком уезде было широко распространено отходничество среди крестьян. Вероятной причиной этого было отсутствие достаточного количества земель, поиск заработков и лучшей жизни. В России на протяжении многих веков главными транспортными маршрутами между регионами были реки. Особо развивалось речное судоходство с середины XVIII века. До 80-х годов XIX века традиционным было уходить в бурлаки, матросы, плотники и пильщики.

Бурлаки – это судовые рабочие, которые нанимались обслуживать грузовое судно во время пути его к месту назначения. В их обязанности входило: загружать – выгружать товар, стаскивать тяжелое судно с мелей, заделывать пробоины, вычерпывать воду. Таскали баржи против течения на длинной бечевке. Команда каждого судна делилась на руководителей и судовых чернорабочих. В артель входило 8-20 бурлаков и на одного человека полагалось 250 пудов груза (~ 4000 кг). В руководящий состав входили сплавщик и водолив. Сплавщиком был опытный моряк, который хорошо знал фарватер на опасных и быстрых реках. Водолив — старший рабочий после сплавщика. Он следил за исправностью судна и откачивал воду в случае течи (лил воду). Глава артели – «шишка», он вставал первым в ватаге бурлаков. Длинная крепкая веревка (бечевка) из пеньки крепилась на судне. Через каждые 6 метров к бечевке крепились широкие лямки-петли из кожи. Бурлаки впрягались через голову, распределяя по груди и плечам лямку, разом налегали на лямку и мерным шагом шли берегом реки. Важно было идти синхронно всем. В бурлаки нанимались сильные мужчины, но бывало, что нанимались в бурлачки и женщины.

    Исстари хозяйственная деятельность гороховчан была связана с постройкой судов и дальнейшей их эксплуатацией. В бурлаки и водоливы в основном уходили с нагорной части от Клязьмы и Оки Гороховецкого уезда. Гороховецкие купцы торговали по всей России, ходили с товаром для ловли рыбы и прочим в Астрахань. Крестьяне нанимались к купцам для разных работ. Многие работали на постройке судов, бурлаками на сплаве судов. Работа была тяжелой. От устья Клязьмы приходилось идти навстречу течения. По правому берегу реки была проложена бечевник-тропа.

С постройкой железной дороги в 1862 году перевозка товаров по воде стала сокращаться. Окончательно профессия бурлака исчезла при появлении в 1887 году пароходного сообщения между Нижним Новгородом и Холуем, открытым костромским помещиком М.И.Катенином. C 1889 года пароходное сообщение по Клязьме стал развивать наш земляк, уроженец деревни Растригино, Матвей Егорович Николаев. Были налажены регулярные рейсы не только по Клязьме, но и по Оке. Владелец пароходов М.Е.Николаев на