к спискам
Участники Первой мировой войны – члены церковных общин
Гороховецкого уезда в 1923–1925 гг. (на материалах ГАВО. Ф. Р-307. Оп. 2)
В
1923 г.
советской властью была проведена регистрация всех церковных общин. При
регистрации община должна была предоставить в числе прочего списки духовенства,
церковного совета и церковной общины. Про каждого человека необходимо было
указать его фамилию, имя, отчество, место проживания, дореволюционную сословную
принадлежность, деятельность с
1914
г., классовую принадлежность на
1923 г., имущественное
положение и время присоединения к данной общине. По графе, в которой
указывалась деятельность с
1914
г., можно частично восстановить список участников Первой
мировой войны (естественно, только вернувшихся с войны) с краткими
биографическими данными до начала 1920-х гг. Последнее обстоятельство является
несомненным плюсом данного источника информации. Недостатков у данного
источника информации также немало. Так, по нему нельзя выявить участников
Первой мировой войны, если они не входили в церковные общины. Также по нему
нельзя выявить участников Первой мировой войны, если они сменили место
жительства; при этом можно обнаружить участников Первой мировой войны, которые
были призваны в других местах, но в
1923 г. проживали на исследуемой территории.
Следует отметить, что многие люди не указывали свою деятельность с
1914 г. Особенно характерно
это для прихожан сельских храмов. Дело в том, что в городских храмах состав
прихожан был довольно пестрым как по дореволюционной сословной принадлежности,
так и по послереволюционной классовой и профессиональной принадлежности
(рабочие (пролетарии), крестьяне, безработные, пенсионеры, домохозяйки, а также
представители самых разнообразных профессий), поэтому прихожане городских
церквей подробно указывали свою сословную, классовую, профессиональную
принадлежность (в каждом случае непохожую на данные параметры других), а
следовательно, заполняли и графу о своей деятельности с
1914 г. Это позволяет
выявить участников Первой мировой войны; более того, иногда даже в графе о
своей дореволюционной сословной принадлежности указывали: «солдат»,
«военнослужащий». В списках же прихожан сельских храмов зачастую заполнена
только первая графа (фамилия, имя, отчество) и вторая (аршинными буквами
указывалось место проживания), далее опять же аршинными буквами писалось:
«крестьяне», «землепашцы»; естественно, что графа о деятельности с
1914 г. оказывалась просто
незаполненной. Учитывая, что некоторые фамилии этих «крестьян» - «землепашцев»
были вычеркнуты – обычно с пометой «торговец», один раз «жандарм» (некоторые
категории граждан, т.н. «бывшие», не имели права в числе прочего быть членом
церковных общин), – можно смело утверждать, что в действительности такого
однообразия не наблюдалось, а в графе о своей деятельности с
1914 г. «крестьяне» -
«землепашцы» могли написать много интересного, в т.ч. и об участии в Первой
мировой войне. Особо следует оговорить неопределенность формулировок. Лишь
в отношении некоторых людей не вызывает сомнения факт участия в боевых
действиях в Первой мировой войне (эти лица указывали, например, что находились
в плену либо писали: «участвовал солдатом в империалистической войне»). Вторая
категория – это те, кто указывали, что служили в царской армии (графа четко
указывала, что это происходило с 1914 г., а не раньше, поэтому маловероятно,
что писавшие подразумевали службу до начала Первой мировой войны), иногда даже
указывали годы, полностью либо частично совпадающие с годами Первой мировой
войны.
к спискам
В отношении данной категории нельзя однозначно понять, являлись ли они
участниками боевых действий или только служили в армии в годы Первой мировой
войны. Наконец, третья категория – это те, кто указал только факт военной
службы; здесь нельзя понять, идет ли речь о службе в царской или в Красной
армии (лица, указавшие, что служили только в Красной армии, в статье не
указываются). В третью категорию включены и лица, написавшие о себе: «Служил»;
у данных лиц не представляется возможным даже понять, о военной или гражданской
службе идет речь.