Виртуальные выставки

 

Книги-юбиляры 2013

 

 

660 лет собранию новелл «Декамерон» Джованни Боккаччо (1353г)

1 Боккаччо Д. Декамерон/ Джованни Боккаччо.- М.: Эксмо, 2006.- 671 с.

«Декамеро́н» — собрание ста новелл итальянского писателя Джованни Боккаччо, одна из самых знаменитых книг раннего итальянского Ренессанса, написанная в 1352—1354 годы. Большинство новелл этой книги посвящено теме любви, начиная от её эротического и заканчивая трагическим аспектами. Схема этого произведения встречается у Боккаччо и раньше, в «Амето» и «Филоколо». Структура сочинения двояка — используется «рамочная композиция» со вставными новеллами. Обрамляющие события книги происходят в XIV веке, во время эпидемии чумы 1348 года. Группа из 3 благородных юношей и 7 дам, встретившаяся в церкви Санта Мария Новелла, уезжают из охваченной заразой Флоренции на загородную виллу в 2 милях от города, чтобы там спастись от болезни. (Традиционно считается, что это Вилла Пальмьери во Фьезоле). За городом они проводят свое время, рассказывая друг другу различные занимательные истории. Многие из них — не оригинальные сочинения Боккаччо, а переработанные им фольклорные, легендарные и классические мотивы — к примеру, из «Метаморфоз» Апулея, анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, французские фаблио и восточные сказки, устные рассказы современных ему флорентийцев. Боккаччо также черпал из итальянского сборника XIII века «Cento novelle antiche». Индийский сборник сказок «Панчатантра» повлиял на структуру и ряд новелл, а «Historia gentis Langobardorum» Павла Диакона — на способ описания чумы. 2Десять рассказчиков «Декамерона» — brigata, описаны как реальные люди с вымышленными именами, выведенными из их характеров. Рассказчиками являются некоторые герои прежних поэм. Как отмечают исследователи, почти все женские образы с такими именами встречались в ранних произведениях писателя и были персонажами любовных историй, в то время как в трех юношах Боккаччо дает читателю три различных образа самого себя — так как он уже выводил себя под этими псевдонимами в предыдущих сочинениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

480 лет роману «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1533г)

 

3  Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль/ Франсуа Рабле.- М.: Правда, 1981.- 560 с.

Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. Основным объектом для сатиры Рабле является церковь, как белое духовенство так и черное — монашество. Автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» в молодости сам был монахом, однако иноческая жизнь пришлась ему не по душе, и с помощью своего покровителя Жоффруа д’Этиссака Рабле смог без неприятных последствий покинуть монастырь.

 

 

 

 

 

420 лет пьесе «Укрощение строптивой» Вильяма Шекспира (1953г)

4"Укрощение строптивой"  Вильяма Шекспира – одна из наиболее блестящих его комедий. Это своего рода уникальный кодекс поведения для всех молодоженов и брачующихся, сулящий радость и покой в сердцах и душах человеческих. История о том, что иногда брак по расчету более счастливый, чем по любви. Книга рассказывает об озорной и строптивой Катарине. И все время ее пытаются все укротить. Шекспир смешно описывает историю, играет с ней.  Дата первой постановки пьесы не установлена. Комедия подвергалась неоднократным изменениям и обработкам, шла под разными названиями.

 

 

 

 

 

Художественные литература XIX века

 

200 лет роману «Гордость и предубеждение» Джейн Остен (1813г)

5Остен Д. Гордость и предубеждение/ Джейн Остен.- М.: Эксмо, 2007.- 608 с.

Джейн Остен (16 декабря 1775 — 18 июля 1817) — английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора. Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Джейн Остен начала писать роман, который позже стал «Гордостью и предубеждением» в октябре 1796 и закончила его к августу следующего года; ей тогда было двадцать один. Немного известно об этой ранней версии книги из ее первоначального названия: «Первые Впечатления». Никакой копии того оригинала, насколько известно, не существует. Спустя три месяца после того, как мисс Остен закончила работу над книгой, ее отец предложил рукопись издателю в надежде, что она будет напечатана. Издатель отказался, даже не видя рукописи. Впервые изданный в 1813 роман «Гордость и предубеждение» стал самым популярным романом Джейн Остин. Гордость женщины, практически нищей и совершенно свободной — в своей бедности, в своей иронии, в силе своего характера... Есть ли нечто равное такой гордости?.. Предубеждение женщины, почти не способной уже, по привычке отвечать ударом на удар, поверить в искренность мужского чувства и перестать об этом думать. Это — «Гордость и предубеждение» Джейн Остен. Книга, без которой сейчас не существовало бы, наверное, ни «психологического» романа, ни «феминистской» литературы, ни — попросту — «элитной» прозы как таковой!

 

 

Вальтер Скотт

(15 августа 1771 — 21 сентября 1832) 

6Ва́льтер Скотт (15 августа 1771 — 21 сентября 1832) — всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат, по происхождению шотландец. Считается основоположником жанра исторического романа. Родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Вальтера Джона (1729—1799) и Анны Резерфорд (1739—1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребенком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро. Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов XVIII века: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году — перевод драмы И. В. Гете «Гец фон Берлихингем».

 

195 лет роману «Роб Рой»

7Скотт В. Роб Рой/ Вальтер Скотт.- Харьков: Фолио, 1993.- 364 с.

 Роман "Роб Рой" - одно из лучших произведений родоначальника исторического романа английского писателя Вальтера Скотта. События, о которых повествуется в романе, происходят на границе Англии и Шотландии в первой четверти XVIII века. Увлекателен и динамичен сюжет произведения, где приключения молодого англичанина и его возлюбленной переплетены с подвигами шотландского героя Роб Роя. Судьба главного героя, Фрэнка Осбалдистона, сына лондонского купца, непредвиденно оказывается тесно связанной с одним из эпизодов борьбы за власть - якобитским восстанием 1715 г. Приехав в замок своего дяди в Шотландии, он попадает в центр подготовки заговора. Драматизм исторического момента придает особую остроту сюжету, неожиданные повороты которого - перипетии любовной интриги, атмосфера тайны, рассеивающаяся лишь под конец романа, предательство и случайности - делают его почти детективным. Участие в судьбе Фрэнка предводителя горцев Роб Роя, появляющегося в решительные минуты и оказывающего чудесную помощь, подчеркивает связь отдельной жизни с историей. Роб Рой предстает и как историческое лицо (во "Введении", где дается очерк жизни этого незаурядного человека, первоначально торговца скотом, ставшего в результате пережитых несправедливостей вождем шотландских горцев в их борьбе за независимость) и как поэтический образ (в самом романе, где к исторической правде примешан художественный вымысел, представляющий его в роли благородного разбойника, своего рода Робин Гуда). Рельефно и живописно изображает Вальтер Скотт бунтарскую природу горных кланов, их дикий, гордый и свободолюбивый характер. Роман имел огромный успех. Он был поставлен на сцене Эдинбургского театра (1819). Им восхищался Гете, отмечавший, что в нем "все значительно - материал, содержание, характеры, изложение". Роман переведен на многие языки.

 

 

190 лет роману «Квентин Дорвард»

8Скотт В. Квентин Дорвард/ Вальтер Скотт.- СПб.: Лениздат, 1993

Знаменитый роман Вальтера Скотта — о противостоянии французского короля Людовика XI, дипломатичного и коварного политика, и герцога Карла Бургундского, человека смелого и честного. Главный герой романа — молодой шотландец, спасающийся бегством от врагов, погубивших членов его семьи. Дорвард покидает родные места и поступает на службу к Людовику XI. На долю бесстрашного королевского телохранителя выпадает множество романтических приключений... Учитывая большой успех «Квентина Дорварда», Вальтер Скотт в 1829 году повторно обратился к эпохе франко-бургундского противостояния. На основе записок Коммина им был создан ещё один роман — «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака».

 

 

 

190 лет роману «Пионеры, или У истоков Саскуиханы» Джеймса Фенимора Купера (1823)

9Купер Д.Ф. Пионеры, или У истоков Саскуиханы/ Джеймс Фенимор Купер.- М.: Правда, 1982.- 480 с.

Роман известного американского писателя Джеймса Фенимора Купера "Пионеры, или У истоков Саскуиханны" - четвёртая часть пенталогии о Натти Бампо (Кожаном Чулке). Вы устали от ежедневной рутины? Вам тошно от прилизанной и душной атмосферы вашего оазиса? Перед вами превосходный выход! Выйдете же на вольные просторы "Пионеров" Фенимора Купера. Если вы незнакомы, обратите внимание на Великого вождя Чингачгука и на известного охотника Натаниэля Бампо, по прозвищу "Кожаный чулок". Если же они ваши старые закадычные друзья, то просто отдайтесь обаянию очередного повествования из прославленного цикла приключенческих романов. Вы ни в чем не будете обмануты... Свежий воздух лесов и степей наполнит вам грудь, сердце живее забьется в бою за свободу и, кто знает, ваша душа, быть может, вновь распахнется навстречу новой любви?! И пусть злодей готовит вам очередной подвох, пума приготовилась к прыжку, сама коварная природа готовит вам ловушки - верный мустанг вынесет вас галопом к наивному счастью настоящего вестерна!

 

Пушкин Александр Сергеевич

(26 мая 1799 – 29 января 1837)

19Александр Сергеевич Пушкин (26 мая 1799 – 29 января 1837) – величайший русский поэт и писатель, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. Язык Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Произведения Пушкина переведены почти на все языки мира. «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»

Н.Гоголь

185 лет поэме «Полтава» (1828г)

Пушкин А.С. Поэмы/ Александр Пушкин.- М.: Советская Россия, 1984.- 192 с.

«Мощь и слава войны,

Как и люди, их суетные поклонники,

Перешли на сторону торжествующего царя.»

Байрон

Название поэмы указывает на Полтавскую битву. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам. При чтении поэмы чувствуется влияние народных песен, сказочных мотивов на её содержание и характер изображения её персонажей.

 

175 лет «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1838г.)

10Лермонтов М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова/ Михаил Лермонтов.- М.: Советская Россия, 1984.-64 с., ил.

Историческая поэма в народном стиле М. Ю. Лермонтова, написанная в 1837 году и впервые опубликованная в 1838 году в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“». В 1840 году эта поэма открыла единственное прижизненное издание поэта — сборник «Стихотворения М. Лермонтова». Сюжет поэмы разворачивается в русское средневековье, во времена правления царя Ивана Грозного. Стиль поэмы можно охарактеризовать как русский народный эпос. Она является стилизацией русского народного творчества в большой эпической форме. В основе произведения лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе Иване Грозном, многие из которых к XIX веку сохранились и были записаны. Эта поэма в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Также стоит отметить уникальность этого произведения. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своём роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов.

 

Чарльз Диккенс (1812 – 1870)

11Чарльз Дииккенс (1812—1870) — английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни, он и в наше время имеет репутацию классика мировой литературы, одного из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Самые знаменитые романы Диккенса (печатались отдельными выпусками с продолжением): «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд», «Большие надежды», «Повесть о двух городах». Диккенс нашёл себя прежде всего как реортёр. Возродившаяся политическая жизнь в стране, глубокий интерес английской публики к дебатам, происходившим в парламенте, и к событиям, которые этими дебатами сопровождались. Все это привело к возрастанию роли прессы в обществе — росли количество и тиражи газет, увеличивалась потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил — на пробу — несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой, которую не переставала удивлять быстрота профессионального роста начинающего журналиста. Все больше и больше поражая своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка, Диккенс лихорадочно хватался за любую газетную работу, и все то, что расцветало в нём ещё в детстве и что зарождалось в его фантазии — и получило своеобразный, несколько мучительный уклон в более позднюю пору — выливалось теперь из-под его пера. Литература — вот что теперь являлось для него лестницей, по которой он поднимется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и, прежде всего, во имя угнетённых. Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была, в некоторой степени, беллетристическая декларация интересов разоряющейся мелкой буржуазии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев, как и все диккенсовские романы, также сначала выходили в газетном варианте и уже принесли молодому автору достаточно славы.

175 лет роману «Приключения Оливера Твиста» (1938 г.)

12Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста/ Чарльз Диккенс.- М.: Художественная литература, 1986.- 334 с.

Чарльз Диккенс - великий писатель, знаток человеческих сердец и душ, певец доброты и милосердия, классик мировой литературы. Гениальное воображение Диккенса давало ему возможность пережить множество жизней за своих героев. «Приключения Оливера Твиста» - самый знаменитый роман великого Чарльза Диккенса. Это история о мальчике, ставшим сиротой, и вынужденном скитаться по  самым мрачным трущобам Лондона. К материальным невзгодам мальчика прибавляются и сильнейшие нравственные пытки. Пройдет еще много времени, прежде чем наш герой сумеет вырваться из этого замкнутого круга... Как без родительской любви и заботы, проведя почти все детство в среде жестокого отребья, Оливеру удается сохранить чистоту души и стать полноценным человеком?

 

 

 

165 лет «Домби и сын» (1848г.)

Многие особенности таланта Диккенса ярко сказываются в одном из лучших его романов — «Торговый дом „Домби и сын“. Торговля оптом, в розницу и на экспорт». Бесконечная вереница фигур и жизненных положений в этом произведении изумляет. Немного романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены в один ряд с «Домби и Сыном», не считая некоторых позднейших произведений самого Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и представители лондонской бедноты созданы им с большой любовью. Все эти люди почти сплошь да рядом чудаки, но чудачества, заставляющее вас смеяться, делают этих персонажей ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, этот безобидный смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс… Надо заметить, однако, что когда он обращает свои громы и молнии против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь разящие слова негодования, что они порой граничат с революционным пафосом.

 

170 лет роману «Консуэло» Жорж Санд (1843г.)

Санд Ж. Консуэло/ Жорж Санд.- М.: Художественная литература, 1988.- 350 с.

13Жорж Санд , настоящее имя — Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1 июля 1804(18040701) — 8 июня 1876) — французская писательница.Роман о молодой артистке, в котором ставится вопрос о назначении искусства и призвании художника. Действие развертывается на широком фоне жизни Венеции, Вены и Богемии XVIII в. Среди многочисленных персонажей романа есть ряд известных исторических лиц (король Фридрих II, королева Мария Терезия, композитор Гайдн и др.), но основные герои вымышлены. Интрига романа увлекательна и запутана. В нем множество таинственных и искусственных ситуаций. Консуэло - дочь цыганки, натура цельная и яркая. Замечательная певица, она стремится к тому, чтобы ее искусство было необходимо людям. После многих испытаний и скитаний она попадает в старинный богемский замок, где встречает близкого себе по духу графа Альберта Рудольштадтского и тайно становится его женой. Альберт тяготится виной своих предков перед народом, он хочет раздать богатства и отказаться от титула. Его образ обрисован в болезненных полумистических тонах. После мнимой смерти Альберта Консуэло покидает замок, желая сохранить верность призванию певицы.

 

165 лет роману «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея (1848г.)

14 Теккерей У. Ярмарка тщеславия/Уильям Теккерей.- М.: Правда, 1990.- 415 с.

Вершиной творчества английского писателя, журналиста и графика Уильяма Мейкписа Теккерея стал роман "Ярмарка тщеславия". Все персонажи романа - положительные и отрицательные - вовлечены, по словам автора, в "вечный круг горя и страдания". Насыщенный событиями, богатый тонкими наблюдениями быта своего времени, проникнутый иронией и сарказмом, роман "Ярмарка тщеславия" занял почетное место в списке шедевров мировой литературы.

 

 

 

 

 

 

Достоевский Федор Михайлович ( 1821 —1881)

 

15Фёдор Михайлович Достоевский (30 октября (11 ноября) 1821—28 января (9 февраля) 1881) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год вышел в отставку. Первый роман Достоевского «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления — натуральной школы. Мировоззрение Достоевского формировалось под влиянием демократических и социалистических идей Белинского, теорий французских социалистов-утопистов, особенно Ш. Фурье. С 1848 года Достоевский - активный участник общества петрашевцев,   революционных кружков Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова. На собраниях петрашевцев Достоевский дважды читал запретное письмо Белинского к Гоголю. Привлечённый по делу петрашевцев, в 1849 был приговорён к смертной казни, которую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен.

В 1859 он получил разрешение на переезд в Петербург.   Крупнейшим произведением, написанным вскоре после каторги и о каторге, явились «Записки из Мёртвого дома» (1861—62). Изображение страданий людей из народа прозвучало сильным обвинением крепостническому строю.

В 60—70-е гг. Д. создал свои наиболее выдающиеся романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879—80), в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания.

В творчестве Достоевского ярко отразились противоречия  действительности и общественной мысли в эпоху острой ломки социальных отношений в России и в Западной Европе. Федор Михайлович Достоевский создал особые формы реалистического творчества, которые охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность в искусстве и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для... меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив» Гуманистический характер реализма Достоевского, в высокой степени свойственное ему искусство создания интеллектуального романа оказали огромное влияние на русскую и мировую литературу.

165 лет роману «Белые ночи» (1848г.)

16Достоевский Ф. М. Белые ночи/ Федор Михайлович Достоевский.- М.: Советская Россия, 1987.- 224 с.

Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Настенька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.

145 лет роману «Идиот» (1868г.)

17Достоевский Ф. М. Идиот/ Федор Михайлович Достоевский.- М.: Художественная литература, 1983.- 606 с.

Пятый роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликован с января 1868 по февраль 1869 в журнале «Русский вестник». Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много раз экранизированная и поставленная на сцене, и сейчас завораживает читателя...

 

 

 

 

 

155 лет роману «Оцеола, вождь семинолов»

Томаса Майн-Рида (1858г.) Майн-Рид Т. Оцеола, вождь семинолов/ Томас Майн-Рид.- М.: Совэкспорткнига, 1991.-350 с.

18Томас Майн Рид (4 апреля 1818 — 22 октября 1883) — английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества, часть из которых была опубликована под псевдонимом «Капитан Майн Рид».

Приключенчески-исторический роман Майн Рида "Оцеола, вождь семинолов" (1858) принадлежит к числу его лучших произведений. Он посвящен одному из самых драматичных эпизодов в борьбе индейцев за свою независимость - второй семинольской войне (1835), героическому сопротивлению индейского племени семинолов американцам, стремящимся изгнать их с исконных земель и переселить в другие места. Коварству и жестокости белых противостоит патриотизм и мужество индейцев. Но отсутствие единства среди индейцев, а также численное и военное превосходство американцев, обрекают эту борьбу на поражение. На этом историческом фоне разворачивается захватывающая интрига, полная тайн, волнующих приключений, неожиданных развязок. В центре романа - история отношений между американцами Джорджем Рэндольфом и его сестрой Виргинией, с одной стороны, и индейским вождем Оцеолой и его сестрой Маюми, с другой. Их взаимная дружба и любовь лишь крепнут, пройдя через ряд испытаний, уготованных им судьбой. Динамичное развитие действия, яркие образы героев, живописные картины природы, экзотический колорит - все это делает "Оцеолу" увлекательнейшим чтением.

 

155 лет повести «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева (1858г.)

20 Тургенев И. С. Ася. Первая любовь. Вешние воды/ Иван Тургенев.- Саратов: Приволжское книжное издательство, 1976.- 286 с.

«Ася» — повесть-воспоминание, предполагающая «перепереживание» прошлого и поэтизацию его в памяти и воображении вспоминающего. Воссозданные таким образом события и переживания, какими бы они ни были, превращаются для Н. Н. в источник эстетического наслаждения. Неудачно прожитая жизнь становится ценностью, «потерянное время» — временем «найденным».

«Ася» – трогательная, нежная и необыкновенно лиричная повесть о любви. Подлинная жемчужина творчества И.С. Тургенева

 

 

 

150 лет роману «Князь серебряный» Алексея Константиновича Толстого (1863г.)

21Толстой А. К. Князь серебряный/ Алексей Толстой.- М.: Эксмо, 2007.- 624 с.

"Повесть  времен  Иоанна  Грозного" -  так  А.К.Толстой  определил жанр своего произведения,  рассказывающего о жестоких временах царствования Ивана IV (Грозного).

Захватывающие приключения князя Никиты Серебряного в годы опричнины Ивана Грозного приводят героя повествования к драматическому выбору между служением Отечеству и службой государю. В романе действуют подлинные исторические лица и вымышленные персонажи, искусно переплетаются сюжетные линии, звучит колоритная речь русского Средневековья - и слушатель, незаметно для себя, погружается в события стародавних времен...

 

 

 

140 лет поэме «Русские женщины» Николая Алексеевича Некрасова (1873г.)

22Некрасов Н.А. Русские женщины/Николай Алексеевич Некрасов.- М.: Советская Россия, 1986.- 141 с.

Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871-  1872) - поэма о женах декабристов, участников восстания  на Сенатской площади Петербурга в 1825 году.  Обращаясь к прошлому, Н.А.Некрасов размышлял и о  современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов  справочник школьника  435  искал и находил черты, которые объединяли их с русскими  женщинами 60-70 годов XIX века.  Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины  Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской,  Некрасов открывал новые грани национального женского  характера. Первоначальное заглавие произведения - «Декабристки» - было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла: «Русские женщины».

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице. Стихи Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) позволяют сегодняшнему читателю воочию увидеть жизнь и быт крестьян крепостнической России. Лирические произведения Некрасова воспевают русскую природу, родную поэту широту.

120 лет роману «Дочь Монтесумы» Генри Райдера Хаггарда (17893г.)

23Хаггард Г.Р. Дочь Монтесумы/ Генри Райдер Хаггард.- М.: Химия, 1992.- 301 с.

Жизнь Томаса Вингфилда, сына почтенного английского сквайра, была необычна. Много раз, когда он думал, что уже погиб и спасения нет, провидение спасало его. Он женился на принцессе Отоми, единственной дочери императора Монтесумы, готовой отказаться от всех земных благ ради любви к нему. Но свадьба не стала окончанием его невероятных приключений.

 

 

 

 

 

Антон Павлович Чехов

(17 (29) января 1860 — 2 (15) июля 1904)

 24Выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). Является общепризнанным классиком мировой литературы. Его пьесы, в особенности «Вишнёвый сад», на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира. Один из самых известных мировых драматургов.

За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

 

 

 

115 лет рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» (1898г.)

Чехов А.П. О любви/ Антон Павлович Чехов.- СПб.: Азбука-классика, 2007.- 303 с.

25Чехов — тонкий психолог, с неповторимой иронией раскрывающий внутренний мир человека. Несмотря на краткость, а может быть и благодаря ей, он мастерски рассказывает о проблемах счастья и любви, накопительства и равнодушия.

Трогательный рассказ «О Любви» передает историю двух людей, которые полюбили друг друга, но не нашли в себе сил пойти против законов общества и быть вместе, хотя, казалось, были созданы друг для друга. Долгие годы тянутся их мучения, не заканчиваясь ничем, кроме обоюдных страданий. Это рассказ том, что жить необходимо сердцем, а не разумом.

В рассказе «Крыжовник» говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее — венцом его желаний стала усадьба с кустами крыжовника. По дороге к своей мечте, к счастью, нельзя растерять все человеческое внутри себя, а наслаждаясь достигнутым – не забывать и о тех, у кого радостей жизненных нет.

Рассказ Чехова «Человек в футляре» повествует историю учителя древнегреческого языка — Беликова, жившего в постоянном ужасе перед многообразием и яркостью бытия, опасающегося как бы чего недоброго не вышло и державшего в страхе весь город своей несокрушимой мещанской тупостью. И только смерть, пришедшая от случая, не вписывающегося в рамки его представлений о жизни, примиряет его с окружающей действительностью.

В рассказе «Ионыч» Чеховым описывается трагическая деградация личности под влиянием среды. Стоя на жизненном перепутье, молодой, талантливый и энергичный врач Старцев делает выбор в пользу спокойной и сытой жизни, теряя возвышенные идеалы юности. Не в силах следовать своей любви и чувствам, он начинает стесняться их, находить неуместными и неудобными.

110 лет пьесе «Вишневый сад» (1903г.)

26Чехов А.П. Вишневый сад/ Антон Павлович Чехов.- М.: Эксмо, 2007.- 699 с.

Перед нами пьеса с прозаическим названием «Вишневый сад». Интересно, что же понимал автор под вишневым садом? «Вся Россия — наш сад», — говорит один из персонажей пьесы Петя Трофимов.

Пьеса “Вишневый сад” была написана А. П. Чеховым в 1903 году. Не только общественно-политический мир, но и мир искусства испытывал потребность в обновлении. А. П. Чехов, будучи талантливым человеком, проявившим свое мастерство в коротких рассказах, входит в драматургию как новатор. После премьеры пьесы “Вишневый сад” разгорелась масса споров среди критиков и зрителей, среди актеров и постановщиков о жанровых особенностях пьесы. Что же представляет собой «Вишневый сад» с точки зрения жанра — драму, трагедию или комедию?

 

 

Художественная литература XX века

 

110 лет рассказу «После бала» Льва Николаевича Толстого (1903г.)

27Толстой Л. Н. После бала/ Лев Николаевич Толстой.- М.: Детская литература, 1977.- 63 с.

В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Николаевича Толстого — Иваном. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Иван Николаевич был влюблён в дочь военного начальника Л. П. Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться.

В рассказе Толстой рисует две контрастные картины. Первая — ярка и празднична, она описывает бал у губернского предводителя, где герой рассказа влюблён в Вареньку и восхищён её отцом-полковником. Но чем роскошнее эта картина, тем гнуснее и омерзительнее предстаёт перед читателем вторая картина — сцена расправы над бежавшим солдатом. Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, героя рассказа, что чувства его к Вареньке быстро остыли.

Эта история так прочно осела в памяти Толстого, что он много лет спустя описал её в этом рассказе. До того, как этот рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец».

Упоминаемый Толстым в рассказе «девический институт» — это Казанский Родионовский институт благородных девиц, располагавшийся тогда на окраине города. Место, где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого.

 

105 лет повести «Силамифь» Александра Ивановича Куприна (1908г.)

28Куприн А.И. Суламифь/ Александр Иванович Куприн.- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1993.- 416 с.

Главные герои повести — царь Персии Соломон и его возлюбленная Суламифь. Повесть состоит из двенадцати частей. Царю было около сорока пяти лет, когда слава о нем, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни разнеслась далеко за пределами его страны.

Царь был очень богат и щедр, настолько, что серебро в его дни ценилось не дороже простого камня. А для тех, кто окружал царя и берег его покой, Соломон ничего не жалел — щиты пятисот его телохранителей были покрыты золотыми пластинками. Вторая часть повести рассказывает читателю о том, каких женщин любил Великий царь. У него было семьсот жен и триста наложниц, а кроме этого — бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Но больше всех любил Соломон Суламифь, бедную девушку из виноградника. Но за что же любили царя сами женщины?

Бог сделал царя Соломона способным понимать языки зверей и птиц, понимать причину людских поступков — плохих и хороших, отчего приходило к нему великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора. Таков был царь Соломон, и так живописали его историки тех дней.

 

105 лет роману «Остров пингвинов» Анатолия Франса (1908г.)

29 Франс А. Остров пингвинов. Повести и рассказы/ Анатолий Франс.- Ленинград: Художественная литература, 1985.- 415 с.

Анатоль Франс (1844—1924) — классик французской литературы, мастер философского романа.

В «Острове пингвинов» в гротескной форме изображена история человеческого общества от его возникновения до новейших времен. По мере развития сюжета романа все большее место занимает в нем сатира на современное писателю французское буржуазное общество. Остроумие рассказчика, яркость социальных характеристик придают книге неувядаемую свежесть.

«Остров пингвинов» — самое затейливое творение Анатоля Франса. Смелая игра фантазии, непривычный поворот привычных образов, дерзкое вышучивание общепринятых суждений, все грани комизма — от буффонады до тончайшей насмешки, все средства разоблачения — от плакатного указующего перста до лукавого прищура глаз, неожиданная смена стилей, взаимопроникновение искусных исторических реставраций и злобы дня — все это поразительное, сверкающее разнообразие составляет вместе с тем единое художественное целое.

 

105 лет пьесе «Синяя птица»  Мориса Метерлинка (1908г.)

30Метерлинк М. Синяя птица/ Морис Метерлинк.- М.: Эксмо, 2006.- 608 с.

Пьеса «Синяя птица», написанная в 1905 в форме детской сказки, проникнута глубокой идеей автора «быть смелым, чтобы видеть скрытое». Ставится на сцене русского театра с 1908. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, по воле Феи отправляются на поиски Синей Птицы, которая позволит людям постичь души Вещей, Животных и Стихий. Но то, что они принимают за Синюю Птицу, на самом деле ею не является. Все птицы «недостаточно синие»: в Стране Воспоминаний давно умершие Бабушка и Дедушка дают им дрозда, который кажется, детям совершенно синим, но когда они покидают эту Страну, дрозд становится черным. В Царстве Ночи они находят множество синих птиц в Саду Мечты и Ночного Света; но пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

 

 

90 лет роману «Аэлита» Алексея Николаевича Толстого (1923г.)

 

31Толстой А.Н. Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина/ Алексей Николаевич Толстой.- М.: Московский рабочий, 1978.- 430 с.

Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов, которую образовали выходцы с погибшей Атлантиды, и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера Лося. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.

Роман, проникнутый глубокой чувственностью, изначально не был рассчитан на подростков. Автор внёс в последующие издания не только много исправлений стилистического характера; в тексте сделаны были изменения, сокращения, затрагивающие и само содержание произведения. Так, были убраны некоторые места из рассказа Аэлиты Лосю о далёком прошлом Марса; были устранены некоторые черты характеристики Лося, в частности, в первой публикации повести, когда Толстой изображал Лося в самый острый момент восстания, имелась такая фраза: «В ушах пело: к тебе, к тебе, через огонь и борьбу, мимо звёзд, мимо смерти, к тебе, любовь!». В последующей редакции эта фраза была уже снята. Были подвергнуты изменениям и некоторые черты характеристики красноармейца Гусева.

 

Александр Степанович Грин

(11 августа (23 августа) 1880  — 8 июля 1932)

32Александр Степанович Грин (псевдоним, настоящее имя Александр Стефанович Гриневский). Родился в г.Слободской Вятской губернии в семье ссыльного поляка Стефана Гриневского. В 1896 году окончил 4-классное Вятское городское училище и уехал в Одессу. Вел бродячую жизнь, работал матросом, рыбаком, мыл золото на Урале, служил в армии, где вступил в партию социалистов-революционеров. В Севастополе вел социалистическую агитацию, за что был арестован и осужден. Наказание отбывал в тюрьме и трех ссылках. Публикуется с 1906 года. Первый рассказ - "Заслуга рядового Пантелеева" - носил агитационный характер, за что тираж брошюры был конфискован жандармами. Вскоре Грин отходит от непосредственной политической деятельности и в дальнейшем работает как профессиональный литератор. В 1912 году приезжает в Петербург. В это время Грин пишет в основном рассказы. После революции, которую Грин пережил очень болезненно, что видно по его произведениям 1918-1919 годов, главной темой его творчества становится столкновение свободы и несвободы, особенно ярко проявившееся в романах "Блистающий мир" (1923), "Джесси и Моргиана" (1929) и "Дорога в никуда" (1930). Одним из лучших произведений Грина считается символическая повесть-феерия "Алые паруса" (1923). В 1924 Грин переезжает в Феодосию. Постепенно его творчество входит в явный конфликт с идеологическими установками партии и Грина почти перестают издавать. В 1930 году писатель перебирается в Старый Крым, где два года спустя умирает от рака легких.

90 лет повести «Алые паруса» (1923г.)

33Грин А.С. Алые паруса/ Александр Степанович Грин.- М.: Эксмо, 2007.- 640 с.

Александр Грин создал в своих произведениях свой особенный мир. В этом мире веет ветер дальних странствий, его населяют добрые, смелые, веселые люди. А в залитых солнцем гаванях с романтическими названиями — Лисс, Зурбаган, Гель-Гью — прекрасные девушки поджидают своих женихов. В этот мир — чуть приподнятый над нашим, одновременно фантастический и реальный, мы и приглашаем читателей.

Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было только восемь месяцев. Ассоль жила со своим отцом-моряком. После отставки он стал делать игрушки, чтобы заработать себе и маленькой Ассоль на жизнь. И однажды Ассоль в лесу встречает старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику и стала ждать принца. А в один прекрасный день её мечта сбылась.

 

85 лет повести «Бегущая по волнам» (1928г.)

34Грин А.С. Бегущая по волнам/ Александр Степанович Грин.- М.: Советская Россия, 1977.- 182 с.

Судьба таинственной незнакомки взволновала искателя приключений Гарвея, героя романа Александра Грина «Бегущая по волнам». Это стало началом захватывающих и невероятных событий – с погонями и опасностями, интригами и тайнами, риском и мимолетной любовью.

Море знает много легенд. Грин прибавил к ним ещё одну: о девушке, скользившей по волнам, как по бальной зале, и о корабле, названном в её честь. Того, кто ступил на палубу этого корабля, ожидала особенная судьба…

 

 

 

85 лет «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и  Евгения Петрова (1928г.)

35 Ильф И. Двенадцать стульев. Золотой теленок/ Илья Ильф, Евгений Петров.- М.: Художественная литература, 1992.- 623 с.

Роман И. Ильфа и Е. Петрова. Написан в 1927 году. Жанр — остросатирический роман-фельетон. У романа есть продолжение — «Золотой телёнок».

На протяжении всего романа дуэт Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова (он же Киса) занимается поиском сокровищ мадам Петуховой, которая была тёщей Ипполиту, а именно бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев изящного гарнитура мастера Гамбса. Она спрятала их, остерегаясь обыска, но не решалась признаться зятю, памятуя о том, что он раньше был ужасным мотом и транжирой и уже промотал состояние её дочери. Открывается мадам Петухова ему только перед смертью. Эту тайну узнаёт и отец Фёдор, которому она исповедовалась. Ипполит Матвеевич пускается в погоню за бриллиантами, но так как его авантюристские наклонности весьма слабы (впрочем, как и организаторские), он доверяется молодому человеку с шарфом, но без носков по имени Остап Бендер. С этого момента их уносит в круговорот из поисков, неудач, стараний и головокружительных авантюр — от создания тайного общества до превращения захолустного городишки в шахматную столицу вселенной.

 

85 лет роману «Человек-амфибия» А.Р.Беляева (1928г.)

36Беляев А.Р. Избранные произведения/ Александр Беляев.- М.: Правда, 1989.- 559 с.

 В далёкой жаркой стране на вершине прибрежной скалы стоит дом. В этом доме обитает Бог.

Так местные аборигены называют доктора Сальватора — гениального хирурга, который своим благородным трудом безвозмездно помогает бедным крестьянам и рыбакам. Но доктор не только лечит, исправляет ошибки и несправедливости природы, он ещё и ТВОРИТ, как и подобает Богу. Благодаря новейшим достижениям науки и собственному таланту Сальватор создал человека, способного существовать в двух стихиях, но совершенно неприспособленного к реалиям человеческого общества.

Толчком к написанию «Человека-амфибии» послужили для Беляева, с одной стороны, воспоминания о прочитанном в Ялте, во время болезни, романе французского писателя-фантаста Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», а с другой, как вспоминала вдова писателя Маргарита Константиновна Беляева, — газетная заметка о состоявшемся в Буэнос-Айресе судебном процессе над неким доктором, производившим «святотатственные» эксперименты над животными и людьми. Что это была за заметка, в какой газете, каковы подробности процесса, — сегодня установить уже невозможно. Но это еще одно свидетельство стремления Беляева в своих научно-фантастических произведениях отталкиваться от фактов реальной жизни.

 

80 лет роману «Угрюм-река» Вячеслава Яковлевича Шишкова (1933г.)

37Шишков В.Я. Угрюм-река/Вячеслав Яковлевич Шишков.- М.: Эксмо, 2007.- 799 с.

   "Уж ты, матушка Угрюм-река,

     Государыня, мать свирепая".

(Из старинной песни)

«Угрюм-река» — та вещь, ради которой я родился", — говорил В. Я. Шишков.

 Действия разворачиваются в конце 19-го — начале 20-го века вокруг семьи Громовых. Дед главного героя романа Данила Громов занимался разбоем и на этом разбогател. Умирая, он передал деньги своему сыну, открыв их происхождение. Сын, Пётр Громов, вложил деньги в предпринимательство и воспитал в своём сыне Прохоре (главном герое романа) достойного наследника. Прохор Громов оказался человеком целеустремлённым, с сильным характером, что привело его к вершине богатства и власти в сибирском крае. Однако зло, содеянное Данилой, казалось, преследует всю семью во всех поколениях. Несчастья в семье Громовых случаются одно за другим. Прохор, первоначально человек честный и нравственный, вязнет в болоте зла. Не в состоянии выдержать эмоциональных потрясений и напряженного труда, Прохор в итоге сходит с ума и кончает жизнь самоубийством, бросившись с башни.

 

80 лет роману «Лето Господне» Ивана Шмелева (1933г.)

38Шмелев И. Лето Господне/ Иван Шмелев.- М.: Молодая гвардия, 1991.- 655 с.

Роман-трилогия «Лето Господне: Праздники. Радости. Скорби» – самое значительное произведение Ивана Сергеевича Шмелева, в котором он воссоздал свою Россию – страстно любимую и в силу жизненных обстоятельств навсегда утраченную.

«Лето Господне» – церковный календарь, прочитанный глазами ребенка. Из сонма религиозных праздников, обрядов и символов автор выстраивает человеческую жизнь в движении плоти и духа. И это уже не сказочное детское чувство, а родовая память, пробуждающееся чувство национальной гордости и причастности к русской истории и народным святыням.

 «Лето Господне» по праву можно назвать одной из вершин позднего творчества Ивана Сергеевича Шмелева (1873-1950). Страница за страницей читателю открывается удивительный мир простого русского человека, вся жизнь которого проникнута духом Христовым, освящена Святой Церковью, согрета теплой, по-детски простой и глубокой верой.

 

75 лет роману «Три товарища» Эрих Марии Ремарк (1938г.)

39Ремарк Э.М. Три товарища/ Эрих Мария Ремарк.- Минск: Вышейшая школа, 1980.- 410 с.

Эрих Мария Ремарк — писатель, чье имя говорит само за себя. Для многих поколений читателей, выросших на его произведениях, для критиков, единодушно признавших его работы, он стал своеобразным символом времени. Трагедии Первой и Второй мировой, боль «потерянного поколения», попытка создать для себя во «времени, вывихнувшим сустав» забавный, в чем то циничный, а в чем то — щемяще чистый маленький мир верной дружбы и отчаянной любви — таков Ремарк, автор, чья проза не принадлежит старению...

Самый красивый в XX столетии роман о любви... Самый обаятельный в XX столетии роман о дружбе... Самый трагический и самый прелестный роман о человеческих отношениях за всю историю прошлого века. В нашей библиотеке вы можете бесплатно почитать книгу « Три товарища ».

 

55 лет повести «Полковнику никто не пишет» Габриэль Гарсия Маркеса (1958г.)

40Маркес Г. Полковнику никто не пишет.- М.: Аст, 1999.- 325 с.

На первый взгляд – произведение, исполненное поистине ледяного, несвойственного Маркесу спокойствия.

Однако под «внешним уровнем» холодного реалистического романа скрывается «внутренний уровень» повествования – первая, мрачная и по-маркесовски темпераментная притча, своеобразно продолжающая сагу о судьбе полковника Аурелиано Буэндиа из повести «Палая листва»…

 

 

 

 

 

45 лет роману «Аэропорт» Артура Хейли (1968г.)

41Хейли А. Аэропорт/ Артур Хейли.- М.: АСТ, 2000.- 414 с.

На борту самолета прогремел взрыв. Необходима срочная посадка… Аэропорт отрезан от окружающего мира снежной бурей – и посадка практически невозможна…Нет, это не детектив. Это – просто повседневная жизнь гигантского аэропорта. Своеобразного микромира, в котором люди работают, враждуют, ссорятся, рвутся к успеху. Это – просто один день из жизни аэропорта…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация Гороховецкого районаУниверсальная научная библиотека skbiБИСС

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

При использовании материалов с сайта ссылка на сайт библиотеки обязательна

© МБУК " СКЦ им. П.П. Булыгина" Гороховецкого района Владимирской области
Россия, Владимирская область, г. Гороховец, ул.Советская, 16. Тел/факс (8-49-238), 2-12-97, 2-10-58. 2016 г.