Копилка методиста - Сценарии

 

Сценарий

литературно-музыкального часа, посвященного Дню Матери

«Святые женщины России»

Место проведения: МУК «МБ»

Время проведения: май 2008 года

Составитель: зам. директора Л.В.Бусько

Нежное и ласковое – мама, гордое и величавое – Мать. Этими словами мы называем самого дорогого, самого близкого и любимого человека. Все в этом мире от женщины: и любовь, и забота, и ласка, и внимание. Именно на хрупких женских плечах мир вынес столько горя, бед, несчастий, трудностей. И выстоял, и победил, и процветает во многом благодаря женщине.

Михаил Светлов:

     *   *   *

Чтоб ты не страдала

                от пыли дорожной,

Чтоб ветер

                твой след не закрыл, -

Любимую,

                на руки взяв осторожно,

На облако я посадил.

Когда я промчуся,

                ветра обгоняя,

Когда я пришпорю коня,

Ты с облака, сверху нагнись,

                                дорогая,

И посмотри на меня.

Я другом ей не был,

                   я мужем ей не был,

Я просто ходил по следам, -

Сегодня я отдал ей целое небо,

А завтра всю землю отдам!

Много есть примеров в литературе, свидетельствующих о любви мужчины к женщине, о преклонении перед ее красотой и совершенством, о стремлении завоевать ее расположение, о желании бросить весь мир к ногам любимой.

        Но всегда ли так было?

        Принятие христианства на Руси в 998 году сильно изменило порядок взаимоотношений супругов в древнерусской семье. Бытовавшее в языческом обществе пренебрежительное отношение к женщине противоречило главному положению христианского вероучения – признанию равенства всех людей перед Богом.

        Новая христианская религия улучшила положение женщины в семье и смягчила отношения между супругами. Однако власть мужа над женой сохранилась, а в некоторых случаях и  усилилась. Несмотря на это, древнерусская женщина не была угнетаемым существом. Она растила и воспитывала детей, самостоятельно вела хозяйство, вместе с мужчинами посещала пиры и свадьбы, а знатные женщины даже оказывали определенное влияние на общественно-политическую и религиозную жизнь Древней Руси.

       Однако любая возможность главенства жены над мужем решительно осуждалась церковью и обществом. Это объяснялось тем, что под влиянием женщины мужчина может совершать необдуманные поступки и даже преступления.

С языческих времен на Руси многие женщины занимались знахарством и «чародейством», приобретя недобрую славу бесовских подруг, за что многие были казнены или наказаны.

       По мнению христианских проповедников, главным орудием женщины в деле покорения мужчин была красота.

Церковь требовала от мужа вести борьбу за душу своей жены и собственное спокойствие.

      «Добрая» жена, по мнению христианской морали, должна быть физически сильной, верной и обладать твердостью духа. В своем дому она хорошая хозяйка. Достоинствами «доброй» жены являлись разум, молчаливость и послушание.

      «Злая» же жена – это социально активная женщина, равноправный член семьи, хозяйка дома, пользующаяся реальными правами и авторитетом. Она не только не покоряется  мужу, но сама старается поставить его под свой контроль. Подобная женщина настолько уверена в себе, что «никого же не усумнится: ни святителя срамляется, ни седин чтит». Именно такая женщина наиболее опасна. «Злая» жена подстрекает мужа только на плохие поступки.

      Некоторые жены пытаются управлять мужем не силой, а хитростью. Они лукавы, льстивы и потому более опасны.      «Злые» жены болтливы, постоянно сплетничают, такой даже нельзя доверить ни одной тайны.

      «Злая» жена, считал Даниил Заточник, «ни учения не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех осуждает».            Перевоспитывать такую жену, как свидетельствует опыт, бесполезно. Единственно, что может сделать муж в такой ситуации – усилить свою власть над женой.

      В Киевской Руси женщина никогда не была затворницей. Знатные женщины оказывали определенное влияние на своих мужей и играли значительную роль в общественной и государственной жизни.

          Бесспорным можно считать факт наличия теплых, основанных на взаимной любви и уважении, супружеских отношений в Древней Руси. Идеальной парой  были Ян Вышатич и его жена Мария, про которых летописец пишет, что они «живяста по заповиде Господне и в любви живяста».Тяжело переживали любящие супруги смерть своего спутника жизни. Умерла в 1206 году жена великого князя Всеволода, и он «плачючюся над нею и не хотящю оутешитися». Именно во времена домонгольской Руси формируется идеал супружеской жизни, когда муж и жена долго живут в любви и согласии, умирают в один день и даже их хоронят в одном гробу. Литературное отражение этот идеал нашел в «Повести о Петре и Февронии муромских», героев которой пытались, вопреки их завещанию, похоронить отдельно, но каждое утро, согласно преданию, находили их тела вместе.

       Были среди женщин тех давно минувших времен такие, которые до сих пор вызывают интерес, уважение и восхищение. К таким относится, например, княгиня Ольга – идеал мудрой правительницы, строительницы Русского государства. Год ее рождения неизвестен. Скончалась она 11 июля 969 года, к горю всех сограждан Руси – ее севера и юга, которые княгиня сумела объединить в одно нерасторжимое целое.

        Как свидетельствовала Иоакимовская летопись, Ольга принадлежала к древнему русскому роду князей Изборских, родовым ее имением считалось село Выботы близ Пскова,  Ольга была псковитянка…

         Ее главной заботой было устроение Русской земли и благо подданных; приготовление их к принятию христианства.                                 Княгиня Ольга – первой на Руси крестилась, и тем была супротивна варварам-варягам – идолопоклонникам и язычникам. А ее крестным отцом стал византийский царь Константин Багрянородный. Предание гласит, что когда Ольга была с визитом в Царьграде (или Константинополе), Константин Багрянородный был так восхищен красотой и умом русской княгини, что предложил ей стать его женой. Но Ольга с почтением отказалась, а вот принять новую веру, христианскую, согласилась.

      Став христианкой, она построила храмы святителя Николая Чудотворца и Святой Софии в Киеве, Благовещенья пресвятой Богородицы в Витебске, Святой Троицы в Пскове. Но Ольга не форсировала принятие христианства в Древней Руси на государственном уровне. Это осуществит впоследствии ее внук – святой князь Владимир Красное Солнышко.

      Многие русские женщины унаследовали от своей далекой предшественницы – княгини Ольги – такие замечательные черты характера, как верность, цельность натуры, природный ум, умение противостоять всем невзгодам, способность удивлять и восхищать.

В русской истории есть много славных женских имен, оставшихся навсегда в памяти потомков. О двух из них мне хотелось бы рассказать поподробней.

Зинаида Серебрякова (1884 – 1967)

      Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в 1884 году недалеко от Харькова в имении Нескучном. Ее отец Евгений Николаевич Лансере был довольно известным скульптором-анималистом, особенно любил он лепить маленькие фигурки лошадей. Его знали не только в России, но и за границей. Мать была дочерью известного архитектора, председателя Петербургского общества архитекторов Николая Бенуа и сама тоже училась в Петербургской академии художеств. Девочке не было и двух лет, как отец заболел и умер от распространенного в то время туберкулеза. Жила Зинаида в семье деда вместе со своими братьями Евгением, Николаем, сестрами и дядей Александром Николаевичем, который был энциклопедически образованным человеком, и оказал на становление будущей художницы огромное влияние.

       Зинаида, с ранних лет необщительная, замкнутая, больше всего на свете любила рисовать. Иногда часами она повторяла один и тот же предмет или цветок, дерево или фигуру. Ей хотелось, чтобы изображение на бумаге было абсолютно совершенным. Александр Бенуа, который был душою созданного им «Мира искусства», познакомил Зинаиду со своими друзьями, заразил своей любовью к творчеству русского художника Венецианова и итальянских художников 16-17 веков.

       Еще совсем девочкой Зинаида овладела многими секретами  акварельной техники, а когда в 1901-1903 годах юная художница поехала в Италию, ей особенно полюбилась темпера, способная, как она считала, передать само дыхание жизни. Первой заметила необыкновенный художественный дар ее дочери мать.

        В 1901 году Зинаида Серебрякова проучилась около месяца в школе-мастерской М.Тенишевой, где в то время преподавал И.Репин. В 1903-1905 годах она посещала студию О.Браза, который постоянно давал своим ученикам задание копировать лучшие картины из собрания Эрмитажа.

Занятая делом, Зинаида Серебрякова особенно не стремилась расширять круг своего общения, многие считали ее диковатой. Однако с двоюродным братом Борисом Серебряковым, который вместе со своей матерью часто бывал в Нескучном, Зинаида находила взаимопонимание с полуслова. Борис в то время заканчивал Институт путей сообщения и готовился стать инженером-путейцем. Они женились в революционном для России 1905 году и сразу же уехали в Париж, где Зинаида по-прежнему много рисовала. Они вместе ходили в музеи и на выставки.

Что бы ни бралась рисовать Зинаида Серебрякова – «В бане» (1913) или «Беление холста» (1917) – она умела самое будничное представить поэтичным и возвышенным.

Началась гражданская война. Борис уехал на изыскания в Сибирь, а Зинаида с детьми жила в Нескучном, где становилось все тревожнее. Переехать в Петроград не было никакой возможности. Начались скитания в поисках   заработка. Сначала Харьков, где Зинаида Серебрякова, чтобы прокормить детей, устроилась в археологический музей. Затем Москва, где ее застал вернувшийся муж. Они вместе отправились за детьми. Дом в Нескучном сгорел, погибли все картины и акварели. Борис заболел сыпным тифом и умер. Средств к существованию у Зинаиды практически не осталось. Самым же страшным было то, что голодать приходилось не только ей самой, но и четверым ее детям. Кто-то подсказал ей, чтобы она написала в Москву,  в Наркомпрос. Луначарский выдал Зинаиде Серебряковой охранную грамоту. Отчасти, благодаря этому, ей с детьми удалось выжить на Украине, где власть то и дело переходила из рук в руки.

         В начале 20-х годов Зинаида Серебрякова с детьми наконец вернулась в Петроград. Поселилась она в бывшей квартире Бенуа. Было голодно и холодно. Дров вечно не хватало. Но она каждый день шла в комнату, где стояла буржуйка, и работала. Отложив до лучших времен свои творческие замыслы, художница бралась за любой заказ – рисовала плакаты, вывески, писала портреты. Ее дядя Александр Бенуа часто говорил, что ей следовало бы плюнуть на заказы и заниматься серьезным делом, что рано или поздно ее признают и станут платить большие деньги за ее работы, но Зинаида Серебрякова считала, что заниматься свободным творчеством в такое неспокойное время, да еще когда и дети так малы, она себе позволить не может.

Она по-прежнему любила театр. В 1922 году она написала очень лиричный портрет своей дочери Татьяны, Таты, в танцевальном костюме (Татьяна начинала в то время заниматься балетом), затем портрет Д.Баланчина в костюме Вакха. В мастерской у Серебряковой постоянно висела театральная одежда, парики… Когда она в одном из своих любимых строгих английских костюмов появлялась в театре или за кулисами, только разлетающиеся волосы напоминали о том, что она человек искусства.

          Одним из последних заказов, за который она взялась и с которым, по ее мнению, не справилась, была картина «Искусство и труд». В 1924 году Зинаида Серебрякова уехала в Париж, вскоре к ней переехали сын Александр и младшая дочь Катя. Тата  и Евгений остались. О них заботилась бабушка. Первая выставка Зинаиды Серебряковой в Париже состоялась лишь в 1927 году, однако она ухитрялась постоянно поддерживать материально свою мать и оставшихся с нею детей. Татьяна (Тата) стала художником Московского художественного театра, Евгений – архитектором. Зинаида Евгеньевна регулярно слала им письма, открытки с репродукциями, а встретились они только спустя 36 лет.

          Во Франции Зинаида Серебрякова не примкнула ни к одному течению, жила замкнуто, оставаясь как бы немного отстраненной от внешнего мира. Бельгийский меценат барон Броуэр попросил Серебрякову написать портрет его жены и дочерей и оформить его дом. А потом предложил ей съездить в Марокко, где Зинаиде Серебряковой удалось довольно плодотворно поработать.

          В 1961 году первыми из советских художников Зинаиду Серебрякову посетили С.Герасимов и Д.Шмаринов. Они и предложили ей организовать в Москве ее выставку. Выставка эта состоялась в 1965 году.

          Через два года Зинаида Серебрякова умерла.

          Когда искусствоведы сегодня в один голос говорят о том, что Зинаида Серебрякова не создала в жизни ничего более совершенного, чем автопортрет, помимо воли всплывают в памяти строки из воспоминаний ее дочери  Татьяны о роковом в их жизни августе 1924 года: «Я сорвалась, помчалась бегом на трамвай и добежала до пристани, когда пароход уже начал отчаливать и мама была недосягаема. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично. Я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью…»

Анна Андреевна Ахматова, русская поэтесса (1889 – 1966)

     Марина Цветаева, будучи всего на три года моложе Анны Ахматовой, всегда относилась к ней с благоговением. «Ах, как я вас люблю, и как я Вам радуюсь, и как мне больно за Вас, и как высоко от Вас!.. Вы мой самый любимый поэт…» Ее образ, действительно, строг и недосягаем. И, видимо, не случайно многие портреты Ахматовой как бы сотканы из острых углов. И не случайно именно она одной из первых попыталась передать в рифмованных строках саму алхимию рождения стихов:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Анна Андреевна Горенко (Анна Ахматова) родилась 11 июня 1889 года в большом Фонтане под Одессой. Ее отец был отставным инженером-механиком флота. Анне не исполнилось и двух лет, когда семья переехала в Царское село. «Мои первые воспоминания – царскосельские, - писала она позже, - зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…»  На лето Анна ездила на море, под Севастополь. Читать научилась по азбуке Льва Толстого и уже в пять лет, слушая, как занимаются со старшими детьми, заговорила по-французски. Мама декламировала стихи Державина и Некрасова: позже, уже сама, Анна с упоением читала Пушкина и Лермонтова. А вот училась она неохотно – сначала в Царскосельской женской гимназии, а затем, когда в 1905 году родители расстались и мать увезла ее в Евпаторию, на дому. В 1907 году Анна окончила Фундуклеевскую гимназию в Киеве. Там же, в Киеве, поступила на юридический факультет Высших женских курсов, где с увлечением изучала латынь и историю права и была абсолютно равнодушна к чисто юридическим предметам.

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло,

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло…

     Эти строки Анна Горенко написала в январе 1910 года. А всего через несколько месяцев, весной, она стала женой поэта Николая Гумилева и поехала с ним в Париж. Там ходила по музеям, бродила по городу и неожиданно для себя открыла, что «парижская живопись съела французскую поэзию».

     Вернувшись в Петербург, Анна пошла учиться на Высшие историко-литературные курсы Раева. К этому времени символизм практически исчерпал себя, и молодые поэты, как правило, выбирали между футуризмом и акмеизмом. Анна предпочла стать акмеисткой, как Мандельштам, Зенкевич, Нарбут. Псевдоним она взяла якобы в честь хана Ахмата, который, как она говорила, был предком ее матери.

         1911 – 1912 годы стали для Анны временем путешествий – Париж, где блистал тогда русский балет, потом северная Италия, где она была покорена итальянской живописью и архитектурой (она сравнивала их со сновидением, «которое помнишь всю жизнь»).

         В 1912 году Анна Ахматова издала первый сборник своих стихов «Вечер» и родила сына Льва (в будущем Лев Гумилев стал известным ученым, философом).

         Символично, что следующие две ее книги – «Четки» и «Белая стая» - вышли в переломные для России и всей Европы годы: в 1914-м (год начала первой мировой войны) и в 1917-м (год Октябрьской революции).

         Анна Ахматова устроилась на работу в библиотеку Агрономического института и продолжала писать стихи. В 1921 году вышел ее сборник «Подорожник», а в следующем – «Аnno Domini».

         После разрыва с Николаем Гумилевым Анна Ахматова вышла замуж за Владимира Шилейко, а затем – за Николая Пунина, который сгинул в сталинских застенках.

         В 1920-е годы она начала изучать архитектуру старого Петербурга, а также жизнь и творчество Пушкина, написала научные работы о «Золотом петушке», «Каменном госте» и другие. Двадцать лет Анна Ахматова трудилась над книгой «Гибель Пушкина».

         Но самым отчаянным, полным боли и горечи ее произведением стала поэма «Реквием», которая была опубликована только через 50 лет.

         Великую Отечественную войну Анна Ахматова встретила в Ленинграде. Когда уже началась блокада, она вылетела в Москву, откуда перебралась в Ташкент, где прожила до 1944 года. Люди любили Анну Ахматову и помогали ей чем могли, особенно когда она болела. Наконец весной 1944 года поэтесса смогла вернуться в Москву, а потом и в Ленинград.

         «Я с самого начала все знала про стихи, - признавалась Ахматова, - я никогда ничего не знала о прозе», прозе, которая «всегда казалась мне и тайной и соблазном». Именно в прозе описала Ахматова свою первую послевоенную встречу с Ленинградом, потом появилась целая серия интереснейших очерков.

        В послевоенные годы Анна Ахматова много переводила. А в 1962 году она завершила свою «Поэму без героя», над которой работала 22 года.

       Стихи всегда были для Ахматовой самой надежной связью с временем и теми, кто жил рядом с ней.

       Вот какие строки предваряют ее пронзительной силы «Реквием», написанный в 1935 – 1940 годах, когда сын ее томился в сталинских лагерях:

Нет, и не под чужим небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Умерла Анна Ахматова 5 марта 1966 года

 

 

 

 

Администрация Гороховецкого районаУниверсальная научная библиотека skbiБИСС

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

При использовании материалов с сайта ссылка на сайт библиотеки обязательна

© МБУК " СКЦ им. П.П. Булыгина" Гороховецкого района Владимирской области
Россия, Владимирская область, г. Гороховец, ул.Советская, 16. Тел/факс (8-49-238), 2-12-97, 2-10-58. 2016 г.