Копилка методиста - Сценарии

 

 

Сценарий ежегодных литературных Рождественских встреч

«Русь Рождественская» - 2009

Ведущий: Дорогие друзья!  Мы рады приветствовать вас вновь в новом, уже 2009 году, в нашей по-прежнему гостеприимной библиотеке, где как всегда мы стараемся создать атмосферу уюта, душевного тепла, хорошего настроения. Каждый раз нам хочется подготовить для вас, наши читатели, что-то новое, интересное, найти ту информацию, которая увлекла бы вас, стала для вас полезной, нужной, которая запомнилась бы. Ежегодно на наши встречи мы приглашаем местных литераторов, которые ждут эту встречу, как возможность поздравить вас с новогодними и рождественскими праздниками, почитать свои стихи, поделиться планами на будущее. Мы надеемся, что нынешние встречи пройдут под знаком Любви, Добра и Чуда, которое так необходимо нам. Ведь веря в чудеса, мы продолжаем в душе оставаться детьми –  может быть, немного наивными, однако, очень добрыми, ранимыми, восприимчивыми к чужой боли и радости. А это самое главное – быть неравнодушным, оставаться до конца чутким, нежным, трепетным. Разрешите нам, всем сотрудникам библиотеки, пожелать вам добра в новом году и пусть ваши горячие сердца всегда будут распахнуты для новых встреч, знакомств и открытий.

Ведущий: Новогодние праздники для нас всех, особенно для детей, неразрывны с образами Снегурочки и Деда Мороза. Снегурочка – девушка с роскошной русской косой, в серебристой шубке, пушистых варежках и ладных сапожках, помогающая Деду Морозу раздавать детям подарки на новогодних утренниках, - такой ее знаем мы. А чем она была для наших предков, и откуда взялась, и с какими дарами к ним приходила?

Рассказ о Снегурочке, сопровождающийся видеорядом.

Снегурками, снегурочками, снеговиками, снегирями звались на Руси различные виды птиц, зимующих в наших лесах: жаворонки татарский и сибирский, пуночка-подорожник, снегирь и др.

Зима у славян ассоциировалась с птицами. Ее и саму сравнивали с иззябшей, нахохлившейся воробьихой. «Большие крылья снежной птицы», - сказал о русской зиме Александр Блок. И снежинки ее порхают как птахи. Но снегурками на Руси звались не только птицы. «Снегурка, снежник, снеговик – складенный из снега болван, подобие человека», - пишет В.И.Даль. Снеговиков-снегурок многие из нас сами лепили в детстве, как испокон велось на Руси.

«Начиная с дня Спиридона (12/25 декабря), - пишет этнограф А.Ф.Некрылова, - дети лепили из снега бабу, взявшись за руки, ходили вокруг нее и пели: «Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принес. Баба, нос крючком, получай снега ком!» После чего разрушали снежную бабу снежками».

В наши дни сооружение и разрушение снеговика, снежной куклы – детская игра. Словесное поношение снегурок-снеговиков, побиение их снежками, разрушение в древние времена носили магический характер, призваны были обеспечить плодородие в наступающем году и, подобно взятию снежного городка на известной картине В.И.Сурикова, символизировали победу жизни над смертью, лета над зимой.

Рождение девочки-снегурочки отражено в фольклоре. Так, к примеру, в старинной сказке, записанной этнографами на Русском Севере, в заонежском селе Шуньге, бездетные дедка с бабкой, глядя, как ребятишки «комья катают», решили тоже позабавиться на старости лет: «Пойдем-ка и мы с тобой, сделаем куклу!» возвращаются домой, глядь: «Кукла-то за нами идет!» И стала ожившая снежная куколка их старость покоить: «утром встанет – все делает, подметает. «Бабушка, что делать?» Подметает да полы моет, прядет да всё…»

«Слепим дитя из снега, коли Бог живого не дал!» - говорит Ивану Марья в одной из сказок о Снегурочке, записанных в 19 веке известным собирателем русского фольклора А.Н.Афанасьевым. Сказано – сделано, - «и на руках у нее очутилась в самом деле живая девочка». В другой записанной им сказке «вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку – и стала девочка Снежевиночка».

«Девочка Снегурочка – сказочная, рожденная от снега», - зафиксировал В.И.Даль еще один фольклорный сюжет, отразивший народное поверье, что женщина может забеременеть, проглотив комок снега или даже просто долго глядя на снег, и родить от снега дитя, а если беременная долго будет глядеть на снег, то ее ребенок, зачатый от мужа и внешне похожий на отца и мать, может быть подменен в ее чреве, и она родит дитя-оборотня, белоснежку.

«И не диво, что бела: мать брюхатая сидела да на снег лишь и глядела», - говорит злая мачеха о падчерице в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (1833)

«На дворе горой, а в избе водой» - говорят русские загадки о снеге. «Лежал, лежал, да и в речку побежал. Лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет».

Главной в снеге виделась народному сознанию происходившая с ним по весне удивительная метаморфоза: из ничего, из воздуха налетевшая невесомая белизна, тяжко накрывшая всю землю, весь Божий мир, льдом, как железом, сковавшая реки, -  под весенними лучами вдруг становится прозрачной текучей влагой, легким туманом, а потом исчезает без следа.

И история Снегурочки – во всех сказках о ней, столь иногда разных поначалу, заканчивается одинаково.

На Иванов день (24 июня/7 июля) пошла она с девками-подружками в лес, а те «вздумали костерок разжечь и давай прыгать. И ей говорят: «А ты что же не прыгаешь? Прыгни и ты». Она прыгнула, да только и была… парок только и видно… спалилась».

Если родиной Деда Мороза единогласно признан Великий Устюг, то за звание родины Снегурочки борются город Кострома и усадьба Щелыково – бывшее имение, а ныне дом-музей А.Н.Островского, автора прославленной пьесы-сказки о Снегурочке, образы которой воплощали в своих музыкальных произведениях П.И.Чайковский и Н.А.Римский-Корсаков. «Снегурочка» зарождалась, вынашивалась, созревала в Щелыкове», - пишет биограф драматурга, литературовед М.П.Лобанов.

Снегурочка в литературе

Одноименная пьеса А.Н. Островского, написанная в 1873 году, - самое известное литературное произведение о Снегурочке.

В драме «Снегурочка» (ее жанр писатель определил как «весенняя сказка», да и писал ее Островский в весеннем месяце марте) А.Н. Островский предпринимает попытку прикоснуться к глубинным истокам русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии. Первая же авторская ремарка к тексту гласит: «Действие происходит в стране берендеев в доисторические времена». «Снегурочка» А.Н. Островского – это и мистерия, и национальное предание, и притча, и красивая утопия о счастливом сказочном царстве. История дочери Деда Мороза и Весны-Красны, живущей среди простых и беззлобных берендеев, погружает нас в гармоничный мир древних языческих поверий, одухотворенной природы. Финал «весенней сказки» трагичен: кроткая Снегурочка расплачивается своей жизнью за радость и «сладкий дар» любви. Погибает и влюбленный в Снегурочку купец Мизгирь. Обречено погибнуть все, что выпадает из привычного, естественного уклада жизни. Показательно, что смерть героев не печалит берендеев. Таким образом, задуманная как феерия, как веселое сказочное представление, пьеса разрастается до пределов глубокой философско-символической драмы.

Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин сетовал по поводу обозначившегося тяготения А.Н. Островского к фальшивым, «призрачно-бессмысленным» образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей. В великом русском драматурге критика желала видеть прежде всего обличителя «темного царства».

Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Несмотря на то, что в спектакле были задействованы все три труппы: драматическая, оперная и балетная, а музыку к нему написал сам П.И. Чайковский, несмотря на использование технических диковинок: движущихся облаков, электрической подсветки, бьющих фонтанов, скрывающих исчезновение «тающей» Снегурочки в люке, – пьесу большей частью ругали. Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому пируэту автора «Грозы» и «Бесприданницы». Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. Режиссер А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического».

Вдохновляла на творчество Снегурочка и  других талантливых людей: художников (Васнецова и Врубеля), поэтов (Велимира Хлебникова и Беллу Ахмадулину), композиторов (Чайковского и Римского-Корсакова), мультипликаторов – в 1952 г. поставлен режиссером В.М.Котеночкиным мультипликационный фильм о Снегурочке.

В конце 1960-х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году.
Роли исполняли: Евгения Филонова (Снегурочка), Павел Кадочников (Царь Берендей), Евгений Жариков (Лель), Ирина Губанова (Купава), Борис Химичев (Мизгирь) и др.

Съемки фильма проходили под Костромой. На окраине города был сооружен Берендеев посад: рубленые лубочные домики берендеев, островерхий дворец царя Берендея. После завершения съемок Берендеев посад было решено не разбирать. Сегодня парк «Берендеевка» - одно из любимых мест отдыха костромичей.

В свое время известный художник Виктор Михайлович Васнецов вспоминал: «Многие спрашивали меня, как я придумал декорации и костюмы «Снегурочки». В первый раз я увидел Снегурочку в одном из хороводов, который наблюдал в Троицын день на Воробьевых горах, а Берендеева палата мне пришла на ум, когда я любовался макетом Коломенского дворца. Многие из художников и зрителей удивлялись, откуда я взял краски для «Снегурочки». Ответ у меня очень простой: от народных гуляний в Вятке, в Москве на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчуга, бисера и цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубах и другом женском одеянии, виденном мною и на родине, и в Москве в 1880-х годах».

Снегурочка Островского, Васнецова, Врубеля, Ахмадулиной – ранимая и незащищенная, трепетная, пронзительно-человечная, «живое олицетворение юности и первой любви» (И.Ф.Кунин)

Белла Ахмадулина в 1958 году писала:

Что так Снегурочку тянуло

к тому высокому огню?

Уж лучше б в речке утонула,

упала под ноги коню.

Но голубым своим подолом

Вспорхнула – ноженьки видны –

и нет ее. Она подобна

глотку оттаявшей воды.

Так чисто с воздухом смешалась,

и кончилась ее пора.

Играть с огнем –

                      вот наша шалость,

вот наша древняя игра.

Нас цвет оранжевый так тянет,

так нам проходу не дает.

Ему поддавшись, тело тает

и телом быть перестает.

Но пуще мы огонь раздуем

и вовлечем его в игру,

и снова мы собой рискуем

и доверяемся костру.

Вот наш удел еще невидим,

В дыму еще не различим.

То ль из него живыми выйдем,

То ль навсегда сольемся с ним.

С растаявшей Снегурочкой, серым облачком улетевшей в небеса, сравнивает герой стихотворения Анны Ахматовой женщину, которую разлюбил и бросает. И брошенная им женщина со Снегурочкой горестно сравнивает себя:

Высоко в небе облачко серело,

Как беличья расстеленная шкурка.

Он мне сказал: «Не жаль, что

                                                ваше тело

растает в марте, хрупкая

                                          Снегурка!»…

Я не хочу ни горечи, ни мщенья,

Пускай умру с последней зимней

                                                  вьюгой.

О нем гадала я в канун Крещенья,

Я в январе была его подругой.

«Снегурочка» Островского традиционно ставилась под Рождество, на Новый год, в канун Крещенья. Но перебирая старые новогодние открытки, листая старые детские книжки, мы не увидим изображений Снегурочки рядом с Дедом Морозом у новогодней елки. Так и на картинах Зинаиды Серебряковой – портретах дочерей «Катя в голубом у елки», «Тата в маскарадном костюме у елки» (1922) – над головами девочек висят на елке среди свечей, шаров и мишуры две игрушки: рождественский ангел и Дед Мороз…

В 1929 году новогодние (правильнее, рождественские!) елки в нашей стране были официально запрещены как религиозный пережиток. В 1936-ом их разрешили; самая большая была установлена в Москве, в Колонном зале Дома Союзов (бывшего Благородного собрания). Разумеется, венчала ее не Вифлеемская, а красная звезда, и ангелов не было ни на елке, ни около нее.

Но их надо было чем-то заменить. И произошло это в разгар борьбы с «религиозным дурманом», во времена хрущевской «оттепели», в 1954 году, на первой новогодней детской елке в Кремле. «Снегурочка прикоснулась к елочке своей волшебной палочкой и зажгла на ней гроздья свечей», - вспоминал очевидец, писатель Константин Паустовский.

Во времена Хрущева Снегурочка стала сопровождать Деда Мороза на новогодних праздниках и превратилась из дочки во внучку. «Новорожденная» внучка Деда Мороза с мешком подарков сразу полюбилась и детям, и взрослым. Долгий путь прошла она из сумерек язычества к этому сегодняшнему рождественскому свету.

Ведущий: Мы, конечно, не волшебники, но знаем, что получать подарки, как впрочем и дарить их, очень приятное дело. Вот и мы подготовили нашим читателям такой рождественский подарок. В конце прошлого года силами информационно-библиографического отдела был подготовлен и издан сборник стихов местного литератора Александра Митрофанова «Иные сферы». И сегодня мы презентуем этот сборник, представляем его вашему вниманию и хотим, чтобы вы познакомились с творчеством молодого поэта и оценили его по зпслугам. Слово предоставляется библиотекарю-библиографу Козловой Татьяне Николаевне.

Рассказ об авторе и библиографическое описание сборника.

Стихи Александра Митрофанова читают сотрудники библиотеки:

Бусько Л.В.

«Желтеет клен, желтеет лип паренье», «Сирени смерч…»

Павлухина Г.П.

«Вспомнил Суздаль», «Сумрачно. Небо примолкшее злится…»

Алексеева О.В.

«Что ж ты делаешь, милая», «И эта красота неистребима»

Ведущий: Рецензентом сборника стихов выступила Пахомова Валентина Васильевна – заслуженный учитель, отличник народного образования. Она бывший учитель русского языка и литературы Александра, и именно она повлияла на формирование духовного мира своего ученика в школьные его годы. Те, кто учился у Валентины Васильевны, знают, что этому человеку Богом дан дар великолепного рассказчика, Учителя с большой буквы, способного увлечь учеников, привить им чувство прекрасного, заставить полюбить поэзию. А есть среди ее учеников и такие, которые сами пробуют себя в творчестве. К таким относится и Александр Митрофанов.

Слово В.В.Пахомовой (если придет)

Ведущий: Александр  - человек религиозный, глубоко верующий, вся его жизнь подчинена служению Богу и людям. И это его сторона души и жизни нашла отражение в его стихах. Поддержать Александра и поздравить всех с Рождеством пришел батюшка церкви Всех Святых отец Александр.

Слово отцу Александру (если придет)

Ведущий: Александр Митрофанов давно поддерживает отношения с нашей библиотекой, посещает занятия литературно-краеведческого клуба «Контакт», его стихи печатаются на страницах газеты «Литературный Гороховец». Поздравит Александра с этим замечательным событием руководитель клуба «Контакт» Маслова Галина Алексеевна.

Слово Масловой Г.А.

Ведущий: Ну а теперь слово самому автору – Александру Митрофанову.

Слово Митрофанову А. 

Ведущий: Поздравить всех вас сегодня с праздниками пришли литераторы, которых в литературно-краеведческом клубе «Контакт» объединила любовь к поэзии, к русскому слову, к земле, на которой мы живем, и, конечно же, ко всем вам, к кому обращены эти стихи. Итак, встречаем:

Семякова Н.Н.

Солдатова Е.Л.

Маслова Г.А.

Илюшина Л.Ф.

Дьяконов М.Д.

Кужеватова Н.В.

Дроздов С.С.

(Литераторы читают по одному стихотворению)

Ведущий: Встреча наша подошла к концу, благодарим всех за участие в ней и надеемся на новую рождественскую встречу уже в следующем году. Спасибо.

 

 

 

 

Администрация Гороховецкого районаУниверсальная научная библиотека skbiБИСС

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

При использовании материалов с сайта ссылка на сайт библиотеки обязательна

© МБУК " СКЦ им. П.П. Булыгина" Гороховецкого района Владимирской области
Россия, Владимирская область, г. Гороховец, ул.Советская, 16. Тел/факс (8-49-238), 2-12-97, 2-10-58. 2016 г.