ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОХОВЕЦКОГО РАЙОНА

МОУ ДЕНИСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РЕФЕРАТ

Фронтовые письма как исторический источник.

Выполнила:

Косарёва Екатерина,

ученица 9 класса.

Научный руководитель:

Троицкий А.Е.,

учитель истории.

2003 год

Оглавление:

Введение.                                                                                               Стр. 3 – 4.

Глава I Великая Отечественная война: общая характеристика.      Стр. 5 – 7.

             1. Начальный период.                                                              Стр. 5 – 6.

             2. Коренной перелом.                                                              Стр. 6 – 7.

             3. Завершение войны.                                                              Стр. 7.

Глава II Внешняя характеристика.                                                      Стр. 8 – 11.

             1. Бумага.                                                                                  Стр. 8 – 9.

             2. Конверты.                                                                             Стр. 9 – 10.

             3. Военная цензура.                                                                 Стр. 10 – 11.

Глава III Внутренняя характеристика.                                               Стр. 12 – 15.

             1. Приветствие и прощание.                                                   Стр. 12 – 13.

             2. Основное содержание.                                                        Стр. 13 – 15.

             3. Вопросы в письмах.                                                            Стр. 15.

Заключение.                                                                                          Стр. 16 – 17.

Источники и литература.                                                                     Стр. 18 – 19.

Введение.

      Исторический источник – это всё то, что отражает исторический процесс. Для советской эпохи можно выделить следующие основные типы источников, которые имеют наибольшее значение для исторического исследования: вещественные, лингвистические, фольклор, кинофотодокументы и письменные источники. Классификация эта весьма условна, но удобна для рассмотрения.

      В письменных источниках отражены происходившие события и явления с той стороны, с которой они были познаны человеком. Только письменные источники позволяют установить причины событий, раскрыть все взаимосвязи, опосредованные и непосредственные связи, факторы, закономерности, которые лежат в основе фактов, событий и явлений. На письменные источники больше всего оказывают влияние историческая обстановка, представления и взгляды того времени, когда они возникли. В этом их особенности. На них больше, чем на других источниках, сказывается личностное восприятие фактов, событий, явлений. Поэтому письменные источники требуют тщательного критического анализа[1].

      Письма – уникальный, ни на что не похожий вид исторического источника. Они представляют большую ценность для исторических исследований. Это самое распространённое в советское время средство общения между людьми. Их можно положить в основу широких исследований. Дневники и воспоминания в этом отношении значительно проигрывают письмам, так как их значительно меньше и писали их далеко не все, а чаще всего люди образованные. Семейная переписка сейчас хранится лишь в личных архивах, на государственное хранение она, как правило, не попадает. Конечно, за исключением писем известных людей.

      Технический прогресс, особенно всеобщая телефонизация, активно способствует вырождению эпистолярного жанра.

      Хранящиеся в архивах и опубликованные в газетах письма используются в научных исследованиях, но эффективность их использования очень низка. Обычно для иллюстрации какого-либо положения автор приводит 2 – 3 фрагмента писем необходимого содержания. Это иллюстративный метод. Лишь достаточно большая совокупность документов даёт базу для анализа и делает аргументацию доказательной. Широкая источниковая база позволяет применять метод количественной обработки документов[2].

      Применение количественного метода в моей работе затруднительно, этому мешает небольшое количество имеющихся источников.

      Большой важностью, малой изученностью и спорностью современных оценок проблем Великой Отечественной войны и определяется актуальность представленной мною работы.

      Изучение исторического источника должно включать в себя ряд этапов:

анализ исторической обстановки;

внешний анализ;

внутренний анализ.

      Знание исторической обстановки необходимо для того, чтобы сделать более достоверные и полные выводы, восстановить то, что не нашло отражения в источнике.

      Прежде чем непосредственно изучать содержание источника, необходимо проанализировать его внешние особенности. В нашем случае это бумага, чернила, штемпели и пр., которые несут довольно большой объём информации.

      Целью моей работы является изучение фронтовых писем как исторических источников.

      В соответствии с целью и планом изучения исторического источника я поставила следующие задачи:

Изучить исторические условия: сформировать общее представление о Великой Отечественной войне.

Провести внешнюю характеристику фронтовых писем.

Рассмотреть содержание писем.

      В работе я использовала письма 1941 – 1945 гг., написанные нашими земляками с фронта и адресованные родным и близким в посёлок Пролетарский и близлежащие деревни. Письма хранятся в музее нашей школы, в исследованиях они ранее не использовались. Изученных мною двух десятков источников явно не достаточно для строго определённых выводов, но направления, по которым нужно изучать фронтовые письма и общие выводы по ним, на мой взгляд, сделать можно.

Глава I Великая Отечественная война: общая характеристика.

      1. Начальный период.

      На рассвете 22 июня 1941 года после артиллерийской и авиационной подготовки немецкие войска неожиданно вторглись на территорию СССР. 25 июня Ставка разрешила перейти к стратегической обороне на рубеже рек Западная Двина и Днепр. Силы вермахта в течение трёх недель захватили Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины и Молдавии, полностью разгромив 28 советских дивизий.

      Это потребовало чрезвычайных мер по переводу страны на военное положение. Стала организовываться всесторонняя помощь действующей армии, проводилась мобилизация, укреплялся тыл армии, создавались партизанские отряды, велась борьба с паникёрами и трусами.

      30 июня создается Государственный Комитет Обороны, которому передавалась вся власть в стране. 10 июля на трёх главных направлениях создаются главные командования. 16 августа Ставка объявила всех попавших в плен изменниками Родины.

      Германское командование для наступления на Ленинград сформировало группу армий «Север», на Москву – «Центр», на Киев – «Юг».

      Советские войска отступили к Таллину, Нарве. 15 сентября командующим Ленинградским фронтом назначается Г.К.Жуков, который сумел к концу сентября остановить продвижение немецких войск на подступах к Ленинграду.

      Войска армии «Центр» к середине июля вышли на Смоленск.

      К концу сентября основные силы Юго-Западного фронта были окружены и уничтожены. На Южном фронте советские войска отступили на линию Днепропетровск – Запорожье – Мелитополь.

      Немецкие войска группы армий «Центр» успешно наступали, чем создали угрозу Москве. 1 декабря они заняли Красную Поляну, где были остановлены. Наступательные возможности были исчерпаны, замысел операции не был реализован.

      Группа армий «Север» захватила Тихвин, перерезав последнюю железную дорогу в Ленинград.

      5 декабря войска Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов перешли в контрнаступление под Москвой, войска противника были отброшены на 100 – 250 км.

      Войска Закавказского фронта освободили Керченский полуостров и вынудили противника прекратить наступление на Севастополь.

      17 января 1942 года Красная Армия начинает общее наступление. Советским войскам удалось нарушить взаимодействие немецких групп армий, но освободить Вязьму не удалось.

      20 апреля Ставка ВГК приняла решение о переходе Западного фронта к обороне.

      Ленинградский и Волховский фронты не смогли совершить прорыв навстречу друг другу.

      Войска Крымского фронта три раза пытались начать наступление для освобождения Крыма, но успеха не имели. Германские войска стремились к захвату нефтеносных районов Кавказа и вынудить Турцию вступить в войну против СССР. В результате успешных действий советские войска были выбиты с Керченского полуострова. К середине июля противником был захвачен Ростов, форсирован Дон. Северный Кавказ оказался под угрозой. На подступах к Сталинграду с обеих сторон сосредотачиваются значительные силы. Несмотря на ввод свежих немецких сил и благодаря контрударам советских войск, противнику не удалось захватить Сталинград.

      14 октября 1942 года Гитлер издаёт указ о стратегической обороне на Восточном фронте[3].

      Итак, в начальный период войны советские войска преимущественно отступали. Причинами можно назвать внезапность нападения, неподготовленность армии и экономики в целом. Зимой удалось остановить немецкие войска под Москвой, а затем, под Сталинградом, нанести им первое ощутимое поражение.

      2. Коренной перелом.

      Осенью 1942 года советским руководством принимается решение о наступлении. Армии Юго-Западного, Донского, Сталинградского и Калининского фронтов окружили 22 дивизии и 160 отдельных частей танковых дивизий Германии.

      К концу лета советские войска освободили большую часть Кавказского региона. В январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда.

      После боевых действий января-февраля 1943 года был образован Курский выступ. Укрепление и развитие военной экономики, которому способствовал напряжённый труд советских людей в тылу, позволил значительно повысить боевую мощь Красной Армии. Германское командование планировало провести летом 1943 года операцию в районе Курского выступа, затем нанести удар Юго-Западному фронту и создать угрозу Москве. Весной 1943 года на Кубани развернулась битва за господство в воздухе, а 5 июля началась Курская битва, ознаменовавшая окончательный крах наступательной стратегии вермахта. Германское командование принимает решение о строительстве стратегического оборонительного рубежа – «Восточный вал».

      С 25 августа по 23 декабря 1943 года проходила битва за Днепр. «Восточный вал» был сокрушён.

      Коренной перелом в экономике СССР стал материальной основой для достижения коренного перелома в ходе вооружённой борьбы. Значительный урон нанесло партизанское движение. Дипломаты тоже внесли свой вклад – союзники провели крупную десантную операцию на Сицилию и пр.[4]

      Таким образом, в 1942 – 1943 гг. происходит перелом в ходе боевых действий. Сталинградская битва ознаменовала переход инициативы к советским войскам, а после Курской битвы противник полностью её потерял. Перелом на фронте стал возможен благодаря успехам советской экономики и общества в целом в переориентации на военные рельсы.

      3. Завершение войны.

      Командование вермахта переходит к жёсткой позиционной борьбе. Оно стремилось удержать Правобережную Украину и Крым.

      В СССР, благодаря успешному развитию военной экономики, создаются благоприятные условия для решительных действий. 26 марта 1944 года войска 2 Украинского фронта начали ведение боевых действий на территории Румынии. Освобождается черноморское побережье. На северо-западном направлении полностью снимается блокада Ленинграда, освобождаются Ленинградская и Калининградская области, советские войска вступают в Эстонию.

      Открывается второй фронт в Европе. В сентябре Финляндия выходит из войны. В июле – Румыния. В июне – августе советские войска выходят к границам Восточной Пруссии.

      К началу 1944 года техническая оснащённость Красной Армии достигла наивысшего уровня. В январе советские войска прорвали оборону противника в Восточной Пруссии и вышли на побережье Балтики.

      В апреле начинается Берлинская операция, 2 мая сопротивление берлинского гарнизона было сломлено, 8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии[5].

      На завершающем этапе войны советские войска имели полное превосходство над противником, победа была лишь делом времени.

Глава II Внешняя характеристика.

      1. Бумага.

      1941 год в коллекции нашего музея представлен одним письмом на тетрадном листе[6]. 1942 – двенадцатью письмами, три из которых написаны на тетрадных листах или обложках[7], одно имеет на неисписанной стороне часть какого-то чертежа[8], есть письмо на листке из блокнота[9]. 1943 год представлен двумя письмами: на открытке[10] и на почтовой карточке[11]. 1945 год также представлен двумя письмами, одно из них – «треугольник» из блокнотного листа[12], другое – почтовая карточка[13].

      Для количественного анализа источников недостаточно, но некоторые выводы можно наметить. Снабжение армии бумагой и пишущими принадлежностями на протяжении войны в общем улучшалось. Если в начале войны мы встречаем в письме строки: «Писать больше нечего да и неначем. Нет бумаги, и эту выпросил у товарища»[14], то в последующие годы таких фраз мы больше не встречаем. Да, это можно объяснить тем, что в моё распоряжение просто не попали такие письма, но даже в этом случае можно отметить, что на начальном этапе войны большое количество писем написано с помощью карандаша[15], а в последующие годы всё чаще встречаются письма, написанные чернилами[16]. По имеющимся в моём распоряжении письмам проследить изменение качества бумаги нельзя, но тот факт, что конверты и почтовые карточки, открытки относятся преимущественно к 1943 – 1945 годам[17], позволяет нам сделать вывод об улучшении положения со снабжением армии бумагой и прочими письменными принадлежностями. Кроме того, отсюда можно сделать вывод о развитии соответствующих отраслей промышленности и экономики в целом.

      При работе с письмами я обратила внимание на их внешнее состояние: потрёпанные, иногда разорванные, со стёршимся текстом. Конечно, не мог не сказаться их более чем полувековой «возраст», но дело, на мой взгляд, не только в этом. Писем с фронта с нетерпением ждали, их многократно перечитывали, возможно, даже и не одной семьёй. Это показывает нам психологическое состояние людей в изучаемый период.

      Таким образом, по бумаге и письменным принадлежностям, которыми написаны письма, можно сформировать представление о положении дел со снабжением действующей армии, а также самое общее представление о развитии промышленности в целом и отдельных её отраслей. Сделать более определённые выводы не позволяет узость источниковой базы.

      2. Конверты.

      Конверт письма 1941 года был сделан из листа обёрточной бумаги[18]. От 1942 года сохранились два конверта (часть писем в музее хранится без конвертов, а некоторые конверты – без писем): один конверт заводского изготовления[19], другой – самодельный, из тетрадного листа[20]. 1943 год представлен почтовой карточкой и открыткой[21]. 1945 год – почтовой карточкой[22].

      Конверты, а не только сами письма, несут значительный объём информации. Прежде всего, необходимо обратить внимание на адреса. В письмах 1941 – 1943 года, направляемых в наш сельский Совет, указана Ивановская область[23], а в 1945 году – Владимирская[24]. Значит, в 1944 или 1945 году происходили изменения административно-территориальной структуры. Обратившись к справочнику по административно-территориальному делению Владимирской области, я нашла подтверждение своему предположению: в 1942 году Вязниковский район имел в своём составе 16 сельских Советов, в число которых входил и Денисовский сельский Совет. В 1944 году район перешёл в состав Владимирской области (из Владимирского округа Ивановской промышленной области)[25]. Можно предположить причины этих изменений.

      На почтовой карточке 1943 года есть указание: «№ бригады, корпуса, дивизии, армии, название фронта, области, города, местечка – воспрещается указывать»[26]. Отсюда можно сделать вывод об активной работе немецких разведок на советской территории и предпринимаемых нашим руководством мерах по противодействию им.

      На всех письмах и конвертах имеется штамп: «Просмотрено Военной цензурой»[27], на этом я подробно остановлюсь ниже (см. пункт 3 главы 2), поэтому говорить об этом здесь нет необходимости.

      На почтовых карточках и открытках мною были обнаружены различные лозунги, призывы: «...под знаком Ленина, под водительством Сталина – вперёд на разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей Родины. Смерть немецким оккупантам!»[28]; «Воин Красной Армии! Судьба Родины решается твоим оружием, твоей стойкостью! Бей врага, не знай страха! Победа будет за нами!»[29]; «Военные моряки! Организованно и смело бейте ненавистного врага, сокрушайте его технику. Смерть фашистским злодеям!»[30]. Встречаются и изображения: советские самолёты сбрасывают бомбы на Берлин, на бомбе надпись: «1945 год»[31]; плывущий корабль[32]. Можно заключить, что советским руководством большое внимание уделялось поддержанию высокого боевого духа в армии и в обществе. Из этого, в свою очередь, можно сделать вывод как о том, что боевому духу уделялось большое внимание, так и о том, что с ним, по крайней мере в отдельные периоды, были некоторые трудности, иначе этому вопросу не уделялось бы такого внимания. Подтверждения я нашла в текстах писем, о чём будет сказано ниже (см. пункт 2 главы 3).

      В процессе изучения писем я обратила внимание на то, что даже если письмо написано с помощью карандаша, то конверт всё равно подписан чернилами[33]. Причин, на мой взгляд, несколько: экономия чернил, отсутствие условий – карандаш в этом случае удобнее, поэтому написанные солдатами письма, возможно, подписывались и отправлялись определённым человеком из штаба. То есть просматривается снабжение и материальные условия на фронте.

      На почтовых карточках встречаем указание цены[34], что при достаточном количестве источников может дать нам представление о ценах изучаемого времени и их изменении в ходе войны.

      В первые годы войны конверты заводского изготовления – редкость, по крайней мере, среди имеющихся в моём распоряжении. Но затем они всё более распространяются и самодельные конверты, «треугольники» к концу войны встречаются всё реже.

      Итак, почтовые карточки, конверты и т. п. дают сведения об административно-территориальном делении, снабжении армии, работе органов пропаганды, разведки, уровне цен, работе Военной цензуры и др. К сожалению, немногочисленность имеющихся в моём распоряжении источников не позволяет сделать количественные выводы и раскрыть некоторые проблемы, например, рассмотреть работу почты.

      3. Военная цензура.

      Как уже отмечалось выше, на всех конвертах и письмах имеется штамп Военной цензуры. Это меня заинтересовало, обратившись к литературе, я узнала следующее.

      Военная цензура была создана в июле 1941 года для гласного политического контроля за почтовой корреспонденцией. Находилась она в тылу и на фронте. В каждой армии существовало 124 отделения, каждое имело в своём составе 20 контролёров. Для каждого контролёра была установлена ежедневная норма – 600 просмотренных писем. За всю войну Военной цензурой было просмотрено три миллиарда писем.

      Задачей было выявить изменников, болтунов, паникёров, по письмам которых составлялись отчёты. Отчёты передавались представителю НКВД, который находился при каждом отделении.

      Если в письме содержались сведения о расположении наших войск, то эти строки замазывались.

      Кроме того, находили письма агентов немецкой разведки.

      В ноябре 1945 года Военная цензура была упразднена, за исключением оккупированных территорий[35].

      Вышесказанное подтверждает мои выводы, сделанные на основе изученных источников, о том, что советское руководство боролось с иностранными разведками, действовавшими на территории нашей страны, а также о том, что шла борьба с паникой, низким боевым духом.

Глава III Внутренняя характеристика.

      1. Приветствие и прощание.

      Значительную часть содержания писем составляют приветствие и прощание.

      Приветствия всех без исключения писем содержат выражения: «Здравствуйте мои родные Мама, Толя, Юра, Лёва и Валечка всем я вам шлю свой фронтовой привет и желаю всего хорошего в вашей жизни»[36]; «Добрый день. Здравствуй мама. С приветом ваш сын Анатолий»[37]; «Здравствуй сноха. Шлю я вам свой фронтовой привет»[38]. Многие письма начинаются одинаково, поэтому приводить их все нет необходимости.

      Приветствия занимают значительную часть писем, что говорит о многом. О нём много думали, размышляли, советовались с товарищами. Это раскрывает нам психологическое состояние человека на войне: желание пообщаться с ними, поделиться с ними своими мыслями, особо трепетное отношение к ним. Мои выводы находят подтверждение в литературе[39].

      Повторение приветствий навело меня на мысль о существовании неких образцов написания писем, людей, которым многие доверяли написать весточку домой или советовались с ними по этому поводу. И эти мои догадки подтверждаются: Елена Сенявская в статье «Психология Великой Отечественной войны: источниковедческие проблемы» говорит о том, что мысли и чувства разных людей были так близки, так совпадали их мечты и надежды, такое было духовное родство у товарищей по оружию, что и чужие письма воспринимались как свои. Тот, кто чувствовал, что сам не сумеет живо и образно передать своё душевное состояние в строчках письма, заимствовал слова у другого. Наиболее яркие письма переписывались и распространялись наравне с полюбившимися песнями. Заменялись лишь адреса и имена, да некоторые детали. В воинских частях часто бывали случаи, когда хорошо владевшие слогом бойцы писали письма по просьбе своих менее грамотных товарищей, по-своему излагая их мысли. Существовали и солдатские «письмовники»[40].

      Практически все приветствия содержат пожелания: «Желаю вам в жизни и работе счастливых успехов...»[41]; «Желаю всего хорошего в вашей жизни»[42]; «Желаю вам самого наилучшего, здоровья и успехов...»[43]. Война усиливает тёплые чувства к родным и близким.

      Прощание, как и приветствие, составляет значительную часть содержания писем.

      Практически повсеместно мы встречаем: «До следующего свидания. Остаюсь с совершеннейшим к вам почтением»[44]; «Писать больше нечего до свидания остаюсь ваш сын и брат Александр Любимов»[45]; «Ваш брат (подпись)»[46].

      Таким образом, заключительная часть всех писем содержит три основных элемента:

      - собственно прощание;

      - пожелания;

      - указание на родственные связи.

      В очередной раз подтверждаются уже сделанные мною выводы о том, что война усиливает тёплые чувства к близким, желание пообщаться с ними, поделиться своими чувствами. Кроме того, вновь очевидно наличие образцов написания писем, о чём подробно я говорила выше.

      После вышеизложенного становится очевидно: приветствия и прощания фронтовых писем раскрывают нам картину психологического состояния человека на войне. На этих частях писем ярче всего отражается наличие определённых образцов писем в солдатской среде.

      2. Основное содержание.

      Приветствие и прощание несут большую информацию, но всё же это не основная часть письма.

      После приветствия, как правило, следует благодарность за полученные письма[47] или же спрашивается о причинах их отсутствия[48]. Все без исключения письма содержат просьбу писать чаще. Это показывает (в который раз) психологическое состояние, а также косвенно иллюстрирует работу почты.

      В половине из изученных мною писем содержатся выражения следующего характера: «Только жди убит или ранен»[49]; «...но в дальнейшем неизвестно, а пока я нахожусь жив и здоров»[50]; «Был два раза ранен третий раз неизвестно, что будет»[51].

      Психологическое состояние солдата здесь показано как нельзя лучше. Ожидание смерти или ранения встречаются в первые годы войны. Можно списать это на узость источниковой базы моей работы, но даже в этом случае историческая обстановка (см. главу 1) позволяет сделать вывод: подобного рода настроения являются следствием тяжёлой обстановки на фронте в первый период войны. Кроме того, здесь прослеживается недостаточная работа органов пропаганды в начале войны и блестящая их работа на следующих этапах.

      Указания географических названий я обнаружила лишь в трёх письмах: одном, относящемся к 1941 году[52], двух – 1942 года[53]. В них коротко рассказывается о дороге на фронт или изменении местоположения автора письма. Выводы могут быть разного рода: 1) отсутствие информации о ходе боевых действий у рядовых солдат; 2) запрет со стороны спецслужб на упоминание места расположения частей, подтверждение чему мы уже видели в литературе[54] и при проведении внешней характеристики писем (см. пункт 2 главы 2); 3) простым солдатам писать домой об этом было просто не интересно. В качестве подтверждения первого из приведённых выводов можно привести письмо с фронта 1941 года, в котором автор говорит о том, что не знает, куда направляется его часть[55].

      Практически все письма содержат информацию о здоровье: «Мама живу хорошо, здоровье у меня хорошее»[56]. Или о нахождении в госпитале: «Сообщаю о том что я из госпиталя...»[57]; «Я в настоящее время жив и здоров нахожусь в городе Энгельсе на отдыхе...»[58]. Значит, родные и близкие интересовались этим и просили сообщить. С другой стороны, если солдаты об этом так много и часто писали, значит, они об этом много думали. Это в очередной раз позволяет раскрыть душевное состояние человека на войне.

      В двух письмах, из имеющихся в моём распоряжении, рассказывается о гибели того или иного человека в бою[59]. Следовательно, об этом спрашивали, об этом думали, это волновало.

      В письмах 1942 и 1943 гг. моё внимание привлекли следующие отрывки: «Писать больше нечего да и неначем нет бумаги и эту выпросил у товарища»[60]; «Писать больше нечего...»[61]. Выводы: отсутствие условий, малая информированность.

      Отрывок из письма 1945 года: «Мама я выслал вам 300 рублей теперечи буду высылать каждый месяц»[62]. Это позволяет говорить о достаточно высоком уровне материального содержания солдат к концу войны, по крайней мере, в отдельных частях. С другой стороны, если из армии посылали домой, значит, в тылу жилось не только не лучше, а даже хуже, чем на фронте. Как уже мною было отмечено выше, армия своими победами в значительной мере была обязана самоотверженному труду тыла (см. главу 1).

      Даже по тем небольшим отрывкам из писем, которые были мною приведены, видно, что уровень грамотности населения оставлял желать лучшего. Конечно, перед нами письма сельских жителей, поэтому уровень грамотности они показывают в сельской местности. Если бы у меня были бы письма горожан, разница, на мой взгляд, была бы налицо. Тогда можно было бы поразмышлять над причинами различий...

      Письмо 1943 года содержит следующие строки: «Посылку от вас пока не получил...»[63]. Недостаточное снабжение армии в первые годы налицо.

      «Проклятый гад... бить проклятых фрицев...»[64]. Видно отношение к врагу и блестящая работа органов пропаганды.

      Таким образом, содержание фронтовых писем характеризует главным образом психологическое состояние людей на войне, а также работу органов пропаганды и спецслужб. Положение на театре боевых действий непосредственного отражения не нашло, хотя об этом можно сформировать представление по косвенным фактам. Отразились условия жизни на фронте и их изменения в ходе войны. Отсутствие описаний боевых действий показывает уровень информированности и интересы рядовых солдат.

      3. Вопросы в письмах.

      Солдаты в своих письмах не только рассказывали, но и спрашивали, интересовались.

      Во многих письмах повторяется один и тот же вопрос: почему нет писем[65]. Встречаются просьбы написать о здоровье родных и близких[66]. И лишь в одном письме автор интересуется тем, что происходит у него на родине[67].

      Значит, людей на фронте интересовало прежде всего то, как живут их близкие. Гораздо в меньшей степени их интересовало то, что происходит на родине. Особенно же всех волновало отсутствие писем из дома.

Заключение.

      Великую Отечественную войну принято делить на три основных периода. На первом из них немецкие войска осуществляли стремительное наступление, имея преимущество по многим показателям. 1942 – 1943 гг. ознаменовались коренным переломом в ходе боевых действий, символом его стали Сталинградская и Курская битвы. На завершающем этапе советские войска перехватывают инициативу, получив военно-технические преимущества, и победоносно завершают войну.

      Бумага, на которой писались фронтовые письма, в течение войны менялась: серая, частью уже использованная бумага начала войны сменяется постепенно более качественной к её окончанию. По этим изменениям работа снабжения прослеживается довольно чётко. Кроме того, прослеживается работа соответствующих отраслей промышленности и советской экономики военного времени в целом.

      Очень информативны конверты. По адресам можно сформировать представление об административно-территориальном делении страны и его изменениях. В частности я узнала, что Денисовский сельский Совет в 1944 году вместе с Вязниковским районом перешёл из состава Ивановской области во Владимирскую. Можно выяснить причины подобного рода изменений.

      Указания на заводских конвертах позволяют говорить об активной работе иностранных разведок, поэтому запрещалось указывать в адресе местоположение военных частей.

      Патриотические призывы и изображения говорят об огромной работе руководства по поддержанию высокого боевого духа в армии и в народе. По указанным на конвертах и почтовых карточках ценам при наличии некоторых условий можно установить уровень цен и его изменения. Все конверты (и письма) отмечены штампом: «Просмотрено Военной цензурой». Эта организация в годы войны проверяла переписку для выявления агентов иностранных спецслужб, а также паникёров, трусов, предателей и т. п. В первые годы войны заводских конвертов мы практически не встречаем. Это «треугольники» или самодельные конверты. Впоследствии они распространяются всё шире. В этом отражается работа снабжения и состояние экономики.

      Тексты писем я условно разделила на три смысловые части: 1) приветствие и прощание; 2) основное содержание; 3) вопросы.

      Многие приветствия и прощания написаны одинаково или похоже. Это позволило мне сделать вывод о наличии образцов написания писем, людей, помогавших своим товарищам в этом деле. Подтверждение я нашла в литературе. Приветствию уделено большое место во фронтовых письмах, оно выражает психологическое состояние воевавших: желание увидеться и поделиться мыслями с родными и близкими, усиление тёплых чувств к ним. Подтверждает это положение и тот факт, что во всех приветствиях содержатся пожелания.

      Прощания включают три основных составных элемента: сами прощальные слова, пожелания, указания на родственные связи. Этим подтверждаются выводы, сделанные по поводу приветственной части писем.

      Все письма в своей основной части содержат благодарность, выраженную родным и близким за полученные от них письма. Или вопрос, почему они отсутствуют, просьбы чаще писать. Это раскрывает перед нами картину психологического состояния человека. В первые военные годы часто встречаются письма с ожиданием смерти, ранения и т. п. Здесь проявляется психологическое состояние писавшего, а также тяжёлое положение на фронте в первые годы войны.

      Географические названия встречаются крайне редко, что, на мой взгляд, является проявлением малой информированности простых солдат, работы спецслужб (наших и иностранных), отсутствия интереса писавших к общему ходу боевых действий. Все эти выводы подтверждаются как литературой, так и самим текстом писем.

      Часто речь ведётся о здоровье.

      Содержание писем прямо и косвенно указывает на тяжёлые условия жизни на фронте и ещё более тяжёлые – в тылу. Можно проследить изменение экономического положения.

      Много прямых и косвенных указаний на работу органов пропаганды.

      Сам текст писем показывает низкий уровень грамотности писавших.

      Фронтовые письма содержат также вопросы, адресованные солдатами на родину: как живут родные и близкие, как их здоровье, почему нет писем.

      Таким образом, проведённое мною исследование показывает, что фронтовые письма Великой Отечественной войны можно и нужно использовать в качестве исторического источника, принимая во внимание тот факт, что в основу данной работы легли письма рядовых солдат из сельской местности. Письма горожан, письма руководящего состава армии и государства имеют, на мой взгляд, существенные отличия и заслуживают отдельного изучения. Изученные же мною письма раскрывают перед нами прежде всего психологическую сторону жизни человека на войне. Хотя этот источник богатый и в нём можно обнаружить косвенную информацию о всех сферах жизни общества времён войны от бытовых условий до работы органов пропаганды, спецслужб и общего хода боевых действий, даже образованность нашла отражение в нём.

      Конечно, представленная мною работа не отразила всей сложности вопросов, связанных с изучением фронтовых писем, она имеет довольно узкую источниковую базу, но, тем не менее, основные линии их изучения намечены. И, используя более широкий круг источников, моё исследование можно расширить, уточнить.

Источники и литература.

Источники.

      Письма, хранящиеся в музее нашей школы и положенные в основу работы, частью без конвертов, частью это конверты без писем. На некоторых из них отсутствует или не сохранился адрес. Как мне кажется, это не может являться серьёзным недостатком работы, но её оформление несколько затрудняет. Поэтому, понимая, что в списках источники рекомендуется указывать в алфавитном порядке, что для писем необходимо указание автора и адресата, времени, я вынуждена отступить от этого принципа и разместить их по хронологическому принципу.

Письма 1941 года:

Марусе от Коли. 30.06.41.

Письма 1942 года:

Автор и адресат неизвестны. 29.01.42.

Анне Ивановне Трофимовой. 16.03.42.

Ивану Ивановичу. 11.08.42.

То же. 28.08.42.

Анне Ивановне. 5.09.42.

То же. 19.11.42.

Письма 1943 года:

Анне Ивановне Сенцовой от Анатолия Ивановича Сенцова. 23.01.43.

То же. 27.02.43.

Письма 1945 года:

 Наталье Фёдоровне Любимовой от Евгения Ивановича Любимова.  

      6.01.45.

 То же. 17.01.45.

Письма без дат:

 Анне Ивановне Головой.

 Анне Ивановне Сенцовой.

 Анне Ивановне Трофимовой.

 Марии Алексеевне Боровковой.

 Наталье Фёдоровне Любимовой от Владимира Ивановича Любимова.

 Николаю Николаевичу Корпееву.

 Автор, адресат, время – неизвестны, есть указание, что письмо

           предназначается снохе.

Литература.

Административно-территориальное деление Владимирской области. Справочник / Сост. В.П.Баулина, Т.И.Голованова. – Ярославль: Верх. – Волж. кн. изд-во, 1983. – 200 с.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, 20 век: Учебн. для 9 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 1995. – 366 с.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская и др. – М.: РГГУ, 1998. – 702 с.

Петрушин А. Три миллиарда писем о любви // Родина. – 2001. - № 6. – С. 8 – 9.

Сенявская Е. Психология Великой Отечественной войны: источниковедческие проблемы // История. – 2001. - № 41. – С. 12 – 16.

Черноморский Н.М. Источниковедение истории СССР. Советский период: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1976. – 296 с.



[1] Черноморский Н.М. Источниковедение истории СССР. – М., 1976. – С. 5 – 9.

[2] Источниковедение: Теория. История. Метод. – М., 1998. – С. 640.

[3] Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, 20 в. – М., 1995. – С. 209 – 220.

[4] Там же. – С. 228 – 242.

[5] Данилов А.А., Косулина Л.Г. Указ. соч. – С. 242 – 252.

[6] Письмо 15 (см. список источников).

[7] Письмо 3.

[8] Письмо 17.

[9] Письмо 6.

[10] Письмо 9.

[11] Письмо 8.

[12] Письмо 11.

[13] Письмо 10.

[14] Письмо 17.

[15] Письма 4 и 17.

[16] Письма 9 и 10.

[17] Письмо 10.

[18] Письма 1 и 15.

[19] Письмо 3.

[20] То же.

[21] Письмо 8.

[22] Письмо 11.

[23] Письмо 8.

[24] Письмо 10.

[25] Административно-территориальное деление Владимирской области. – Ярославль, 1983. – С. 109.

[26] Письмо 8.

[27] Письмо 11.

[28] Письмо 16.

[29] Письмо 9.

[30] Письмо 7.

[31] Письмо 10.

[32] Письмо 7.

[33] То же.

[34] Письмо 8.

[35] Петрушин А. Три миллиарда писем о любви // Родина. – 2001. - № 6. – С. 8 – 9.

[36] Письмо 10.

[37] Письмо 8.

[38] Письмо 13.

[39] Петрушин А. Указ. ст.

[40] Сенявская Е. Психология Великой Отечественной войны: источниковедческие проблемы // История. – 2001. - № 41. – С. 14.

[41] Письмо 5.

[42] Письмо 10.

[43] Письмо 2.

[44] Письмо 5.

[45] Письмо 16.

[46] Письмо 9.

[47] Письмо 10.

[48] Письмо 8.

[49] То же.

[50] То же.

[51] Письмо 13.

[52] Письмо 15.

[53] Письма 2 и 6.

[54] Петрушин А. Указ. ст.

[55] Письмо 15.

[56] Письмо 10.

[57] Письмо 9.

[58] Письмо 2.

[59] Письма 6 и 11.

[60] Письмо 17.

[61] Письмо 16.

[62] Письмо 11.

[63] Письмо 8.

[64] Письмо 6.

[65] Письмо 2.

[66] Петрушин А. Указ. ст.

[67] Письмо 11.