ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 КУРСОВАЯ РАБОТА

История Денисовской средней школы.

Выполнила: Канина Л.Г.,

студентка III курса

исторического факультета.

1989 год

План.

Введение.                                                                                                       Стр. 3. 

1. История возникновения Денисовской средней школы.                       Стр. 5.

2. Школа в 1931 – 1945 годы.                                                                      Стр. 10.

3. Школа в послевоенные десятилетия.                                                     Стр. 12.

4. Ученическая производственная бригада «Мечта».                               Стр. 17.

Выводы.                                                                                                         Стр. 22.

Библиография.                                                                                              Стр. 23.

Введение.

      В жизни каждого человека школа оставляет неизгладимый след. С ней связаны годы детства и юности. Здесь он получил знания, навыки труда, узнал о нашей Родине.

      Воспитание любви к Родине начинается со школьной скамьи. Для каждого из нас Родина – это то место, где мы родились, живём. И любовь к ней начинается с любви к своему краю, городу, улице, школе.

      Но, не зная их истории, нельзя испытать и истинной любви. Мы должны знать не только историю своего города и села, но и школы в которой учились, получили путёвку в жизнь. С этого начинается формирование гражданственности, патриотизма.

      Но из просмотренной мной литературы по народному образованию, истории школы, я не встретила ни одной книги или брошюры, где бы описывалась история отдельно взятой школы.

      Историей возникновения и развития Денисовской школы интересовалось не одно поколение её учеников. Была предпринята попытка собрать материал по истории школы. Но удалось найти лишь одного из бывших учеников школы – Парвицкого А.П., который написал воспоминания о начальной школе, охватывающие период с 1905 по 1915 г. г.

      Данная работа является новой попыткой в освещении истории школы, её становлении. Но из-за малочисленности источников в работе освещены лишь отдельные этапы развития школы.

      Большую помощь в сборе материала оказали учащиеся данной школы.

      Основным источником для написания работы явились: Доклады Владимирской земской управы губернскому земскому собранию, сборники статистических и справочных сведений по народному образованию, справочник по начальным школам Владимирской губернии. Текущая земская школьная статистика по Владимирской губернии, Владимирские земские сборники, отчёты школы по учебно-воспитательной работе, материалы районных газет: «Пролетарий» и «Новая жизнь», а также воспоминания учителей, в разное время работавших в школе.

      Сведения, полученные из этих источников не всегда полны. А есть периоды в развитии школы, о которых совсем не сохранилось данных.

      Достаточное количество материала имеется о возникновении школы и её развитии до 1915 года, её первых учителях и учениках. Наиболее подробные воспоминания по этому периоду оставил бывший ученик Денисовского сельского начального училища Парвицкий А.П.

      В работе совсем не освещён период развития школы с 1917 г. по 1930 год.

      Это объясняется тем, что в это трудное послереволюционное время не сохранилось никаких сведений по народному образованию.

      Мало материала имеется о периоде с 1930 г. по 60-е годы, в основном это материалы газет и воспоминания учителей.

      Для написания истории УПБ мною использованы: Дневник бригады, статьи из газеты «Новая жизнь» - органа Гороховецкого райкома КПСС и районного Совета народных депутатов Владимирской области.

История возникновения Денисовской средней школы.

      В некоторых статистических сборниках по народному образованию 1900 г. указывается 1881 год образования школы. Но на основе данных в сборниках статистических сведений за 1883, 1884, 1915 г. г. и на основании рапорта волостного старшины можно сделать вывод, что основание Денисовской школы относится к 1880 году. Инициатором её открытия был Вязниковский предводитель дворянства В.А.Шумилов[1].

      Денисцевская земская школа находилась в селе Денисцево, Сокуровской волости, Вязниковского уезда. В то время школа была расположена на краю деревни, по направлению к деревне Михайловское, напротив местного пруда и деревенских дымных, «курных» бань, где протекала и разливалась во время весеннего половодья небольшая речка Воронка, частично летом высыхающая[2].

      Сохранился рапорт волостного старшины на рассмотрение в земскую управу об открытии в селе Денисцево народной школы. При этом отмечалось, что ближайшая школа находится в деревне Пески, а это в 14 верстах от деревни Денисцево. Кроме того деревня Денисцево находится в центре 15 деревень, в которых проживает много детей школьного возраста. На должность законоучителя был предложен священник Богоявленского погоста.

      В приговоре волостного схода от 30 сентября 1879 года пояснено, что «на случай открытия школы в деревне Денисцево, крестьянин Тихон Александрович Лапин предоставляет дом с тремя комнатами и будет отпускать средства на содержание школы: отопление, освещение, прислугу»[3].

      В статистических сборниках и справочниках по народному образованию 1883 г. и далее деревня Денисцево именуется как Денисово и находится в Ждановской волости.

      Здание школы находилось в 20 верстах от ближайшего города Вязники, в 2 верстах от приходской церкви, в 2 верстах от железной дороги[4].

      Как же в это время выглядела Денисовская школа?

      Итак, она размещалась в отдельном деревянном помещении «по свету и теплоте весьма удобном»[5].

      В здании школы имелась одна классная комната следующих размеров: длина 7 ½, ширина 7 ½, высота 3 ½ ар., а также квартира для учителя[6].

      Школа располагала достаточным количеством учебных пособий на сумму 36 рублей, а также книг на сумму 50 рублей.

      Попечитель, крестьянин Т.А.Лапин, ежегодно выделял средства на содержание школы. Прежде он жаловал по 100 рублей, а в 1883 году – 80 рублей. Кроме того, школа получала средства от земства 434 рубля и 20


рублей от общества[7].

      Как же и на что расходовались эти средства?

      Большая часть денег шла на жалованье учителю – 300 рублей и законоучителю 60 рублей. Другая часть – 100 рублей шла на хозяйственные расходы: отопление, освещение, ремонт школы и на содержание прислуги. Оставшиеся средства расходовались на книги и учебные пособия – 25 рублей и 49 рублей на награды учащимся[8].

      О том, кто был первым учителем школы, сведений не сохранилось. А с 1882 года законоучителем и учителем был Алексей Холуский, который окончил курс духовной семинарии в городе Владимире.

      Школу посещали дети из ближайших деревень: Новишки, Новосемёновка, Горшково, Татаринцево и с Денисовской станции железной дороги. Из-за тесноты помещения дети учились все вместе в одной классной комнате.

      Кроме того, не все дети школьного возраста были приняты в школу. Так в 1883 году из-за тесноты помещения в приёме в школу было отказано 10 ребятам[9].

      Возраст учеников от 7 до 12 лет.

      В основном в школе обучались мальчики, а девочки сравнительно мало, так как она и дома по хозяйству нужнее, чем мальчики, и дальность расстояния для них чувствительнее, и польза обучения их не до такой степени осознана населением, как польза обучения мальчиков. Так, например, к 1 января 1883 года в школе обучалось 52 ученика: 37 мальчиков и 15 девочек. А к 1 января 1884 года в школе обучалось 53 человека: 40 мальчиков и 13 девочек[10].

      Не все дети имели возможность окончить школу. Некоторые родители забирали своих детей из школы до окончания учебного года. Так, в 1883 году до окончания курса по желанию родителей выбыло 4 мальчика и 3 девочки, а в течение 1898 года выбыло 5 человек – 2 мальчика и 3 девочки[11].

      Основными причинами выбытия детей из школы были:

Занятость домашней работой.

     Нередко старшие сыновья становились и единственными кормильцами  

     семьи, так как 40 из 70 мужчин покидали деревню, уходя на заработки

     в города Вязники и Баку.

Неимение тёплой одежды и обуви.

По этой причине в 1898 году выбыли 2 девочки и 1 мальчик[12].

      Детям из отдалённых деревень предоставлялся «ночлежный приют», в котором ночевало до 15 учеников на своём продовольствии». В 1884 году на содержание ночлежного приюта было израсходовано 43 рубля[13].

      Учебный год начинался с 1-го сентября и продолжался до 13 мая[14]. Почти каждый день было по 5 уроков. Продолжительность 1-го урока равнялась 1 часу. Учащимся давались уроки на дом.

      Какие же предметы изучались в земской школе?

      На изучение русского языка отводилось 14 часов в неделю, на закон божий 4 часа, славянский язык – 2 часа, арифметику – 4 часа, пение – 2 часа. Обучение чтению проводилось по учебникам: «Бахтеров. Мир в рассказах для детей. (1, 2, 3, 4 кн. Для классного чтения), Баранов. Наше родное, Тихомиров. Вешние всходы[15].

      Учебниками по арифметике были учебники: Арженников (1, 2, 3 годы обучения) и учебное пособие под редакцией Гольденберга, Комарова, Евтушенко[16].

      Один раз в год школу посещал инспектор народных училищ.

      В 1895 году было построено новое школьное здание[17].

      По воспоминаниям бывшего ученика школы Парвицкого А.П., она выглядела следующим образом: две классные комнаты, не закрытые капитально друг от друга. Далее небольшой холодный чулан и квартира из двух комнат с кухней для заведующей школой.

      На протяжении 17 лет попечителем школы был один Вязниковский купец, в возрасте 65 лет.

      С 1905 года попечителем школы был сначала Вязниковский городской купец Фомичёв, а затем после него, попечительницей была жена Вязниковского фабриканта Порошина. К сожалению, не сохранилось сведений о выделении ими средств на содержание школы, за исключением случая, когда Порошина под Новый год прислала богатый набор ёлочных украшений[18].

      С 6 октября 1901 года учительницей и заведующей школой была Елизавета Прокофьевна Филоматова, уроженка села Туртино Суздальского уезда, окончившая с золотой медалью в 1892 году Шуйскую женскую гимназию[19]. До Филоматовой Е.П. учителями были: студент Владимирской духовной семинарии Парвицкий В.П. и Осколов М.Н.

      Занятия проходили в двух классных комнатах. В одном из классов, более обширном занимались два отделения, первый и третий классы, которые всё время вела заведующая школой, а второе отделение вела помощница.

      Вспоминая об оформлении классных комнат, Парвицкий писал: «В одном классе находилась географическая карта Российской империи и картина «Четыре времени года», в другом классе висела карта полушарий. В переднем углу каждой классной комнаты висели иконы, а также портреты императора, императрицы и матери императора[20].

      При школе была небольшая ученическая библиотека, которой раз в неделю пользовались ученики старшего класса. Библиотека располагала учебными книгами для учеников – 484 тома, 60 названий, на сумму 12 руб. 40 коп., книгами для внеклассного чтения – 200 названий, на сумму 80 руб. 30 коп.

      А также в библиотеке имелись учебные пособия (географические карты, картины) на сумму 3 рубля[21].

      Два раза в неделю в школу приезжал из Богоявленского погоста приходской священник – законоучитель Михаил Андреевич Преображенский.

      По окончании начальной школы ученикам с учителями приходилось ездить в село Успенский Погост для сдачи экзаменов. Из Вязниковского уездного училищного Совета назначалась специальная экзаменационная контрольная комиссия, которая и проводила экзамен.

      Из Сборника статистических сведений по народному образованию имеем данные о количестве учеников в 1900 году. Всего в школе обучалось 49 учеников: в 1 классе – 27, во 2 классе – 22 ученика[22].

      В 1909 году было построено новое школьное здание, на средства (1000 руб.) Вязниковского купца[23]. Его фамилия и сведения о нём не сохранились. Под школу за деревней Денисово, по направлению к железнодорожной станции, был выделен земельный участок площадью в 1 га. Здание школы было деревянным, на каменном фундаменте, одноэтажное, крытое тёсом, с двумя классными комнатами и двумя квартирами для учителей. За капитальной стеной от учительских комнат находилось помещение кухни. К западу от тёплого коридора находилась двойная полустеклянная дверь с выходом на террасу. На восток от тёплого коридора, за капитальной тёплой дверью находился холодный коридор, два чулана для учителей и один маленький тёмный чулан для хозяйственных материалов школы. На востоке от школьного здания был построен сарайчик для дров и погреб. В стороне находился школьный колодец. В новой школе были открыты 4 класса, в каждой классной комнате занимались по два отделения.

      По окончании школы ребята в большинстве случаев оставались работать дома, помогая старшим в сельском хозяйстве, некоторые поступали на фабрику.

      К 1915 году в школе обучался 71 ученик: 42 мальчика и 29 девочек[24]. Это свидетельствует о том, что сделан значительный шаг к осуществлению всеобщего обучения. За этот период, кроме Филоматовой, в школе преподавали следующие учителя:

Солдатова Анна Александровна, уроженка города Вязники, окончившая Вязниковскую женскую прогимназию

Гаврилова Анастасия Фёдоровна, окончившая Вязниковскую женскую гимназию, в Денисовской школе работала с 1915 года по 1918 год.

Балаев Георгий Николаевич.

Веселовская Л.

Пономарёв В.

Жукова Анна Васильевна.

Боровкова Антонина Васильевна, уроженка деревни Новишки.

Парвицкая К.П.

Пелевина Мария Васильевна.

      Но все они по ряду причин работали в школе по недолгу. И лишь до 1928 года в Денисовской школе проработала Филоматова Е.П. В 1928 году по болезни и по выслуге лет она ушла на пенсию. После ухода на пенсию она уехала в Камешковский район к сестре.

      Некоторое время отдохнув, ей пришлось ещё немного поработать учительницей, в 1937 году в Ивановском районе около города Иваново, в 1939 году в Патакинской неполной средней школе Камешковского района Владимирской области.

      Е.П.Филоматова скончалась 12 мая 1939 года[25].

      Несмотря на многочисленные трудности и недостатки, Денисовская начальная школа, во время заведования Е.П.Филоматовой, своевременно снабжалась в достаточном количестве учебниками и учебными пособиями и обеспечивалась бесперебойно топливом.

      После ухода Филоматовой в Денисовской школе работали учителями Пономарёва – заведующая школой и Касаткина Александра Ивановна. После них заведующим был Тюрин Дмитрий Ильич, с женой Ксенией Ивановной, затем учитель Тихомиров Анатолий Эрастович. Далее сведений об учителях нет.

Школа в 1931 – 1945 годы.

      Следующий этап в развитии школы, о котором сохранились сведения, охватывает период с 1931 по 1945 годы.

      В 1931 году начальная школа была реорганизована в семилетнюю, был открыт 5 класс. Но помещение школы было очень тесным. Поэтому Денисовскому сельсовету было рекомендовано расширить школьную площадь за счёт перестройки и приспособления кулацких домов[26].

      В 1934 году было построено второе здание школы, где стали размещаться начальные классы, а в старом здании – 5 – 7 классы.

      На районном совещании учителей в июне 1934 года, в докладе заведующего районо Ильина, школа была подвергнута резкой критике за низкую успеваемость и слабую посещаемость. «От учителей школы вправе потребовать повышения своей квалификации и большей ответственности за дело воспитания и образования подрастающего поколения»[27].

      Учтя итоги прошлого учебного года (1934 – 1935), 1 сентября 1935 года на состоявшемся общем собрании Денисовской неполной средней школы преподавателями, общественностью и 366 учащимися была поставлена задача – с первого дня учиться только на «хорошо» и «отлично»[28].

      Школа была полностью подготовлена к новому учебному году. Но были выявлены и некоторые недостатки. В эти годы остро в стране стоял вопрос по обеспечению школ учебниками. Не все школьники Денисовской школы на начало учебного года были обеспечены учебниками арифметики.

      Педагогический коллектив и учащиеся выполнили поставленную задачу, мобилизовали свои силы на повышение успеваемости. Уже к 1940 году успеваемость повысилась с 60 % в 1935 г. до 75,4 %[29].

      Особенно тяжёлое положение школ было в годы Великой Отечественной войны. Школы не ремонтировались и почти не отапливались. На уроках нельзя было писать, так как чернила за ночь замерзали. Учащиеся и преподаватели школы занимались самозаготовкой дров.

      Не хватало бумаги, писали между строчками старых использованных тетрадей.

      В годы Великой Отечественной войны учителя и учащиеся школы оказывали большую помощь колхозам Денисовского сельсовета, работникам железной дороги.

      В августе 1941 года члены тимуровских команд несколько дней подряд выходили на железную дорогу и помогали рабочим на ремонте. Затем выделили из своих команд ребят для охраны полотна железной дороги[30].

      20 августа этого же года учащиеся школы совместно с комсомольцами трикотажной артели «Свободный труд» приняли активное участие в воскреснике. Они работали на полях колхозов сельсовета, помогая колхозникам в уборке урожая и заработали 43 трудодня. Большинство работающих перевыполняли нормы выработки[31].

      В феврале 1942 года состоялся 4-ый Всесоюзный воскресник. «Стальной бронёй бить беспощадно гитлеровских бандитов! Вложить на постройку танков трудовые деньги!» Таким чувством были охвачены участники воскресника. В этот день, по примеру комсомольцев школы, все учащиеся активно работали на торфоразработках и добыли 8 тонн торфа, другие собрали три тонны золы, четыре тонны птичьего помёта, вывезли 24 тонны навоза[32]. Всё это шло для удобрения полей.

      Каждое лето трудились школьники на полях колхозов, внося свой вклад в победу. Неоднократно об их помощи колхозникам писала газета «Пролетарий». «Так за лето 1944 года ученики Денисовской средней школы выработали 27500 трудодней. Особого внимания и благодарности заслуживает труд Александры Былиной, Антонины Дикушиной, Евгении Константиновой, Антонины Кучановой, выработавших по 135 трудодней[33].

Школа в послевоенные десятилетия.

      К началу нового 1946 учебного года школа уже полностью была отремонтирована. Руководители и учителя школы проявили настойчивость и инициативу, провели соответствующую работу с учащимися и с помощью шефов сумели хорошо подготовиться к новому учебному году. По почину житомирцев население и общественные организации своим трудом и участием в воскресниках заготовили для школы и учителей дрова, произвели ремонт школы[34].

      В первый послевоенный 1946 год школа вновь стала семилетней. Учебных кабинетов было очень мало, поэтому занятия проводились в две смены.

      Учащиеся Денисовской школы оказывали практическую помощь колхозам в уборке картофеля.

      На своём ученическом собрании (сентябрь 1948 г.) ребята решили набрать картофеля тысячу мешков и обратились с призывом ко всем школьникам района последовать их примеру и помочь колхозам убрать картофель, набрать на каждого ученика старших классов по 5 мешков[35].

      В 1954 – 1955 году школа была вновь преобразована в среднюю. В ней открылся 8 класс. В него пришло много учащихся разного возраста, которые раньше окончили 7 классов и не учились, так как ближайшие средние школы были в городе Вязники и на станции Чулково.

      В эти годы школа славилась художественной самодеятельностью. Хор Денисовской школы не раз был участником областных смотров и конкурсов.

      В 1958 году в школе была создана ученическая производственная бригада, руководимая Смирновым В[36].

      За достигнутые успехи в работе, бригада в 1958 – 1959 г. была участником ВДНХ.

      В 1959 – 1960 г. на территории школы было построено два здания: интернат, в котором нуждались дети из дальних деревень, и столовая, со строительством которой решился вопрос с обеспечением учащихся горячим питанием.

      В 1960 году силами учащихся под руководством преподавателя физкультуры Курицына Ю.И. была создана комплексная спортивная площадка.

      Осенью 1961 года в честь XXII съезда партии учащимися и учителями школы был заложен парк.

      С 1 января 1961 года школа была переведена в Гороховецкий район.

      С 1954 года по 1984 год, на протяжении 30 лет, директором Денисовской школы был ДМИТРИЕВ Григорий Александрович. За время работы он проявил себя хорошим организатором. Много сил и энергии отдал делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Под его руководством накоплен большой опыт трудового воспитания.

      С начала 70-х годов получило распространение углублённое, более основательное трудовое обучение ребят IX – X классов. В Денисовской средней школе такое углублённое производственное обучение было введено по тракторам, сельскохозяйственным машинам и основам агротехники[37].

      В школе был оборудован кабинет по изучению сельскохозяйственных машин. Однако в развитии материальной базы для трудовой подготовки имелись и недостатки, школа не имела своего гаража и поэтому вся техника стояла под открытым небом[38].

      При станции железной дороги вырос новый большой промышленный посёлок «Пролетарский» с населением 1,5 тыс. человек. На территории этого посёлка стало строиться и жильё для совхозных рабочих. Поэтому возникла необходимость в строительстве новой школы в самом посёлке. Кроме того, сказалась и теснота старого помещения, и отдалённость его от посёлка.

      В 1981 году в посёлке Денисово было построено новое трёхэтажное типовое здание школы общей площадью всех помещений 4131 м2, на 500 ученических мест. При школе имеется котельная, гараж для сельскохозяйственных машин, тир.

      В школе имеется 19 классных комнат и лабораторий площадью 1084 м2. Школа располагает самым современным оборудованием для лингафонного и других кабинетов, помогающим осуществлять программированное обучение, новой киноаппаратурой.

      В распоряжении учащихся актовый зал, оборудованный спортивный зал площадью 150 м2, столовая на 160 посадочных мест, библиотека, насчитывающая18620 книг, из них 5200 учебников. Школа имеет свой радиоузел.

      Ежегодно 93 – 100 % учащихся пользуются горячим питанием[39].

      В 1984 году, первая в районе, школа приняла в число 275 учащихся восемнадцать ребят шестилетнего возраста в нулевой подготовительный класс[40].

      Самые маленькие ученики разместились в отдельном крыле школьного здания. Для них приготовлены спальня, игровая и классная комнаты. Класс был доверен молодому учителю Селяховой Т.М.

      По итогам учебного года был отмечен более высокий уровень развития этих детей по сравнению с детьми подготовительных групп детских садов. В новом 1985 – 86 учебном году в подготовительном классе обучалось 30 шестилеток[41].

      Для учащихся 1 – 3, 4 – 6 классов в школе созданы группы продлённого дня, которые посещают более 50 % учащихся.

Уч. год

Колич. ГПД

1 – 3 кл.

4 – 6 кл.

1985 – 1986

3

2

1986 – 1987

3

2

1987 – 1988

2

1

1988 - 1989

2

1

      В коллективе Денисовской школы работают 19 педагогов[42]. Большинство – недавние выпускники вузов.

      Творчески, с полной отдачей работают многие учителя школы. Свою главную цель они видят в том, чтобы донести до ребят решения партийного съезда, XIX Всесоюзной партийной конференции. Учителя на каждом своём уроке стараются знакомить школьников с основными положениями партийных документов[43].

      Высоко оценен труд учителя физкультуры ЖЕЛОБАНОВА Льва Сергеевича. В 1988 году ему присвоено звание «Учитель – методист»[44]. Такие учителя, как А.Г.Лазарева, Л.С.Желобанов работают «на доверии». Все свои уроки объявили открытыми Озол И.Б., Комарова И.А., Желобанов Л.С.

      Но были случаи, когда работа школы подвергалась серьёзной критике со стороны районного отдела народного образования.

      Так в докладе заведующей РОНО Л.Хромовой на августовском педсовете в 1981 году говорилось о том, что в школе имеют место нарушения законодательства о среднем образовании, допускается отсев учащихся, низкая успеваемость. Были также вскрыты причины этих явлений: отсутствие индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися, формальный подход к оценке учебного труда школьников, незнание их психологических особенностей[45].

       В 1986 году имело место нарушение режима дня детей-шестилеток. Не все учителя школы внедряют новые прогрессивные методы ведения урока. Медленно решается вопрос перехода преподавания основ информатики и вычислительной техники из безмашинного на машинный вариант[46].

      Накануне 40-летия Великой Победы в школе была открыта комната боевой славы. На её открытие пришли участники войны, представители денисовских предприятий, работники районных организаций. Самая большая экспозиция посвящена Герою Советского Союза Ивану Сергеевичу ЗУДИЛОВУ. За право носить его имя боролась пионерская дружина школы. Все пионерские отряды приняли участие в сборе материала о нём. Ребята встречались с братом – Г.С.Зудиловым, побывали в средней школе № 1 имени Горького в Вязниках, где учился И.С.Зудилов, встречались с его однокурсником Д.А.Алексеевым[47].

      Большое содействие в создании и оформлении комнаты боевой славы школе оказали Денисовский завод № 9, фабрика «Свободный труд», совхоз «Денисово».

      Педагогический коллектив и группа «Поиск» ставят задачу превращения комнаты в музей боевой славы[48].

      В школе накоплен передовой опыт по профессиональной подготовке школьников. Здесь создана база профессиональной подготовки старшеклассников: есть кабинеты механизации сельскохозяйственного производства и животноводства. Производственное обучение и производительный труд организованы так, что постоянно побуждают потребность учащихся в знаниях биологии, физики, других предметов[49].

      В результате около 60 процентов выпускников идут на работу по специальностям, основы которых изучаются в школе[50].

      Школьная реформа поставила новые задачи не только перед школой, но и перед базовыми предприятиями.

      Для завода № 9 такая задача состояла в создании ученических рабочих мест. В 1986 году для учащихся 8 – 10 классов было подготовлено 60 рабочих мест для обучения семи разным профессиям, в которых нуждается производство[51].

      Наиболее важной задачей является закрепление молодёжи на селе. В хорошем контакте работают комсомольские организации учителей и учащихся. Учителя-комсомольцы прилагают немало усилий к тому, чтобы подготовить старшеклассников к труду в сельском хозяйстве. Хороших результатов из года в год добивается УПБ, руководимая Желобановым Л.С. Пример в труде показывают ребятам и учителя, которые в пору страды помогают совхозу.

      Хорошие знания показывают учащиеся при сдаче экзаменов по машиноведению. Ежегодно часть выпускников остаётся работать в родном совхозе. И всё же проблемы в профориентационной работе есть. Так в 1986 году 7 выпускников остались работать в совхозе. Проработав летние месяцы, двое из них подали заявление об уходе[52].

      Да и в целом мало выпускников школы остаётся в совхозе, в основном юноши. Причина в том, что есть недоработки, как со стороны руководства совхоза, так и со стороны педколлектива. В хозяйстве мало внимания уделяется молодым кадрам, не продумана система наставничества. А педколлективу надо заботиться, чтобы выпускники были не просто эмоционально подготовлены к сельскохозяйственному труду, нужно добиваться того, чтобы стремление работать в сельском хозяйстве было у ребят сознательным, стало их убеждением.

      Недостаточная работа проводится и с родителями. Многие из них не поддерживают решения своих детей работать в совхозе.

      В 1988 – 89 учебном году начальные классы школы перешли на пятидневную систему обучения.

      Учителя с большим интересом ознакомились с проектами основных документов о школе. В коллективе очень бурно и оживлённо прошло их обсуждение. Единогласно учителя приняли проект концепции общего образования временного научно-исследовательского коллектива (ВНИКа) при Гособразовании, так как он соответствует духу времени. Так же учителя высказали и ряд своих предложений.

Ученическая производственная бригада «Мечта».

      Ученическая производственная бригада «Мечта» создана в 1958 году из учащихся 8 – 9 – 10 классов на базе колхоза имени Тимирязева. Первым бригадиром был ученик 9 класса СМИРНОВ Виктор.

      Ученической производственной бригаде колхозом им. Тимирязева был выделен участок земли площадью в 23 га (школьные поля), которые находились в распоряжении школы до 1975 года, до организации на землях колхозов им. Тимирязева и им. Щербакова Совхоза «Денисово».

      В 1958 и 1959 годах ученическая производственная бригада была участником ВДНХ, а также была награждена дипломом III степени и библиотекой на 10000 рублей[53].

      При реорганизации колхоза им. Тимирязева участок был отобран в распоряжение совхоза «Денисово».

      В 1975 году совхоз «Денисово» вновь выделил бригаде земельный участок площадью в 40 га. На участке внедряется четырёхпольный севооборот с выращиванием культур: картофель, корнеплоды, яровые – зерновые (на силос), люпин (кормовой)[54].

      С 1978 года бригадой руководит Лев Сергеевич ЖЕЛОБАНОВ.

      «Лев Сергеевич ЖЕЛОБАНОВ родился в 1931 году, окончил Ленинградский Государственный орденов Ленина и Трудового Красного знамени институт физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, член КПСС с 1959 года. Работает преподавателем физкультуры Денисовской средней школы с 1961 года»[55].

      В учебную производственную бригаду существует определённый отбор. Уже после шестого класса ребята начинают приходить в гараж. Здесь они приучаются работать, познают трудности, перенимают опыт своих старших товарищей.

      В 1978 году в бригаде было создано механизированное звено по заготовке кормов для совхозного скота. А до этого времени учащиеся занимались прополкой, переборкой картофеля, но конечного результата не видели, не было материальной заинтересованности. Стали обдумывать, что можно сделать полезного и серьёзного для совхоза. Оказалось узкое место – заготовка сена. Совхоз готовит ежегодно 1200 тонн. Решили взять на себя часть его заготовки. Руководство хозяйства с пониманием приняло это предложение.

      В 1979 году бригада заготовила 123 тонны сена. Ребята поверили в свои силы. В совхозе тоже убедились в том, что они могут работать и управлять техникой.

      Совхоз создал неплохую материальную базу для трудового обучения. Выделили трактор МТЗ-50, тракторный прицеп, грабли ГВК-6 и пресс-подборщик.

      «В апреле 1980 года на общем собрании члены ученической производственной бригады обратились с призывом ко всем сельским школьникам области провести летнюю трудовую четверть под девизом «Животноводству – заботу сельских школьников».

      В бригаде было создано 3 звена: полеводов, кролиководов и механизированное звено по заготовке кормов. Учащиеся школы с честью выполнили взятые обязательства. Механизированное звено заготовило 123 тонны прессованного сена, что составляет 15 % от заготовленного совхозом «Денисово». Звено кролиководов вырастило и сдало государству 200 кроликов[56].

      В 1981 году совхоз доверил ребятам необходимую технику. Было создано механизированное звено по заготовке прессованного сена. Ребята обязались скосить, высушить и запрессовать 128 тонн сена[57]. Они сдержали своё слово и заготовили 130 тонн.

      Верны своему почину ребята из «Мечты», в 1982 году они заготовили 162 тонны сена[58].

      В 1984 году было впервые организовано звено животноводов. В этот год ребята заготовили 140 тонн сена, а объём всех сельскохозяйственных работ, выполненных школьниками за этот год, составил 71 тысячу рублей[59].

      С 1984 года бригада – участница ВДНХ. По итогам районного смотра производственных бригад за 1985 год лучшей была признана бригада Денисовской средней школы.

      Члены её перебрали 100 тонн картофеля, вели уход за сеяными травами на площади 80 гектаров, заготовили 275 тонн сена, убрали 380 тонн картофеля, 160 тонн зерна, вырастили 50 кроликов и 75 телят. Общая стоимость валовой продукции составила 45 тысяч рублей или 804 рубля в пересчёте на одного человека[60].

      За большую помощь, оказанную совхозу «Денисово» в заготовке кормов, ребята ученической производственной бригады были награждены туристической путёвкой в город Одессу[61].

      По итогам социалистического соревнования за повышение эффективности производства и качества работ, успешное выполнение народнохозяйственных планов 1986 г. учитель Денисовской средней школы Желобанов Л.С. занесён в районную книгу Трудовой Славы[62].

      Хорошие, славные традиции сложились у бригады. Каждое поколение школьников следует им и старается упрочить их. Одной из таких традиций является сменяемость поколений. Не для всех желающих хватает тракторов. Как правило, на них работают старшеклассники. Но у каждого из них есть помощники, которым они передают свои знания, навыки, доверяют технику. Уходят из бригады одни, а им на смену приходят другие, и у них тоже появляются свои ученики – помощники[63].

      Есть у бригады и свои проблемы. Самый больной вопрос – строительство стационарного лагеря труда и отдыха. Помещение, в котором располагаются ребята, капитально не ремонтировалось уже много лет. Оно находится возле совхозной столовой, когда механизаторы приезжают на обед, технику оставляют включённой. Поэтому в комнатах постоянно держится запах гари. Несколько лет остро стоит вопрос и о питании. На обед приходится ездить в школьную столовую, теряется много времени. И отдельный вопрос – это запасные части к сельхозмашинам. Очень трудно стало с ними[64].

      В апреле 1987 года состоялось собрание ученической производственной бригады. Прежний бригадир Сергей ПУШКИН заканчивает школу, и свои полномочия он передал девятикласснику Александру ТРОФИМОВУ. На собрании было решено, что девушки пойдут работать на два месяца в животноводство доярками и телятницами, а юноши будут заготавливать корма для ферм совхоза.

      В 1987 году ребята заготовили 367 тонн сена, или третью часть совхозного плана. Научились они бороться и за качество – из 367 тонн 294 были отнесены к 1 классу[65].

      Ребята сами учитывают трудовой вклад каждого члена ученической производственной бригады, сами распределяют заработную плату.

      Работа в бригаде позволяет определить не только деловые качества ребят. В повседневном труде они лучше познают самих себя, проверяют свои силы. Здесь проходит проверка на прочность и их дружбы. Ребятам даётся возможность мыслить самостоятельно: распределять заработанное, определять коэффициент трудового участия каждого, наказывать нарушителей трудовой дисциплины.

      Решением совета РАПО и райкома профсоюза АПК ученическая производственная бригада неоднократно заносилась на районную Доску почёта.

      Многому учит своих воспитанников Лев Сергеевич ЖЕЛОБАНОВ. Сам – человек дела, он стремится ребят научить работать на земле, уважать сельский труд. Под его умелым руководством школьники уже не одного поколения изучают технику, получают навыки работы на ней, учатся ремонтировать. И не случайно, Л.С.Желобанов удостоен высокой правительственной награды – ордена «Знак почёта»[66].

      В 1988 году подготовка пятой трудовой четверти началась ещё ранней весной. В марте был заключён договор ученической производственной бригады и совхоза «Денисово», в котором бригада обязалась посадить 4 га капусты, обработать 6 га свёклы, посадить картофель по новой технологии на 5 га. Взяли в аренду на 5 лет 170 гектаров земли. Совхоз закрепил за бригадой 62 га сеяных трав, 50 га естественных лугов.

      Если раньше ребята занимались только уборкой сена и урожая, то есть это был отдельный цикл сельскохозяйственной работы, то в 1988 году решили сами проделать всю работу от посева до уборки.

      В 1987 году в совхозе «Денисово» был организован первый в районе коллектив интенсивного труда. Его успех превзошёл все ожидания. Захотелось и ребятам попробовать свои силы в новом деле. В школе состоялось партийно-комсомольское собрание. И в 1988 году был организован первый школьный КИТ из 12 человек. Ребята стали выращивать картофель. Агрономическая служба колхоза составила технологические карты на возделывание этой культуры, экономисты разработали систему оплаты труда по прогрессивно-возрастающим расценкам. Начали ребята постигать и незнакомые доселе понятия: хозрасчёт, самофинансирование, самоокупаемость.

      Ученическая производственная бригада – передовой коллектив не только по школьным, молодёжным, но и по самым серьёзным меркам. Из года в год отлично трудятся ребята, помогая совхозу «Денисово». В этом году (1988) при плане 130 тонн сена бригада заготовила 405 тонн[67]. Перекрыт даже прошлогодний, казалось, рекордный показатель.

      Двадцать восемь учащихся седьмых – девятых классов потрудились замечательно, так, что руководителю бригады Л.С.Желобанову даже трудно назвать передовиков, все работали на совесть. И всё же самыми старательными и трудолюбивыми, самыми знающими были: А.Пашкин, С.Максимов, А.Петров, А.Лукашёв, А.Жукова, Н.Кузина, Ж.Кузина, В.Толчев, А.Турукин и др.

      Каждый рабочий день бригады был насыщен до предела. Первыми включаются в производственный цикл механизаторы. В ранние утренние часы они скашивают траву, именно в это время в ней содержится максимальное количество питательных веществ. Потом включаются в работу остальные. Здесь уже свою корректировку вносит погода. В зависимости от неё ребята занимаются ворошением травы, прессованием или складированием готовых тюков в помещение с активным вентилированием.

      Что же дала ребятам работа в бригаде? Прежде всего – отвечает Сергей МАКСИМОВ – уверенность в своих силах, в полезности и необходимости своего труда. Нам доверяют, а это многое значит[68].

      Но бригада находится отнюдь не в тепличных условиях. Ничего ребятам не приносят, как говорится на блюдечке. Уже нельзя сравнивать техническую оснащённость с той, которая была 10 лет назад. Есть тракторы, автомашина, картофелесажалка, картофелеуборочный комбайн, роторные косилки, пресс-подборщик, плуги, недавно получили новую самоходную косилку Е-302. И всего этого добились сообща, обивая пороги дирекции совхоза, доказывая свою правоту не столько словами, сколько делами.

      Поддержка взрослых не даёт ребятам опускать руки. Не будь рядом с ними Льва Сергеевича и Сергея Львовича ЖЕЛОБАНОВЫХ, неизвестно, была бы такая сильная бригада или нет.

      13 мая 1988 года в школе состоялось открытое партийное собрание, на котором был рассмотрен вопрос о рекомендации к избранию делегатом на XIX Всесоюзную партийную конференцию члена партии, преподавателя физкультуры Льва Сергеевича ЖЕЛОБАНОВА. На собрании постановили: «Рекомендовать для избрания кандидатом в делегаты на XIX Всесоюзную партийную конференцию Желобанова Л.С.»[69]

      Среди шефствующих предприятий и организаций за 1988 год победителем социалистического соревнования за оказание наиболее действенной помощи признать коллектив ученической производственной бригады Денисовской средней школы (руководитель Желобанов Л.С.) с вручением Диплома Совета РАПО и райкома профсоюза и денежной премии в сумме 200 рублей[70].

      До нынешнего года за плановую цифру на заготовке сена ребята брали 130 тонн. На общем собрании ученической производственной бригады от 6 апреля 1989 года они решили внести поправку в договор. Исходя из того, что техническая оснащённость значительно улучшилась, есть опыт работы, значит, плановую цифру можно увеличить до 200 тонн.

      В 1989 году будет работать КИТ из 10 человек. Он также станет выращивать картофель. А заготовкой сена займётся механизированное звено. Картофель, как и в прошлом году, будет возделываться на 6 гектарах. В этом году КИТ начнёт работу с подготовки почвы под посадку, а потом проведёт весь технологический цикл до уборки. Пока для посадки используются совхозные семена, но в будущем ребята станут выращивать и свои.

      Деятельность ученической производственной бригады неоднократно получала положительную оценку на Пленумах РК ВЛКСМ. Ученическая бригада Денисовской школы должна стать примером для ребят и учителей других школ[71].

Выводы.

      Каковы же итоги данного исследования?

      Мною была установлена дата основания школы, её материальная обеспеченность, система обучения в дореволюционный период. Установив дату основания школы, выяснилось, что это самое старое учебное заведение в районе.

      В работе освещено состояние учебного и воспитательного процесса в 30-е годы.

      Установлена, хотя и по неполным сведениям, помощь школы колхозам в годы Великой Отечественной войны.

      Составлена своеобразная история ученической производственной бригады.

      Широко освещена деятельность школы в последнее десятилетие. Но из-за недостаточности источников, перед нами пока нет целостной картины развития школы со дня её основания до настоящего времени, так как нам ничего не известно о периоде с 1917 по 1930 г., мало материала о работе школы в период с 1934 по 1945 г.г.

БИБЛИОГРАФИЯ.

Александрова Л. Первое место – ученическим бригадам – г. Новая жизнь 1 сентября 1986 г.

Александрова Л. За труд настоящий, полезный обществу – г. Новая жизнь 1 сентября 1987 г.

Алексеева Г. Каждый день – ударный – г. Новая жизнь 19 июля 1986 г.

Буторова Л. Августовский педсовет – г. Новая жизнь 29 августа 1985 г.

Буторова Л. Курсом школьной реформы – г. Новая жизнь 6 сентября 1986 г.

Боровкова А. Воспоминания о школе – комната боевой славы Денисовской средней школы

Васильева Т. Трудовое лето-81 – г. Новая жизнь 14 июля 1981 г.

Владимирский земский сборник № 9. 1884 г. Владимир на Клязьме 1884 г.

Гусев Г. Уберём картофель к 1 октября – г. Пролетарий 26 сентября 1948 г.

 Дементьев. Учиться на отлично – г. Пролетарий 4 сентября 1935 г.

 Дневник ученической производственной бригады «Мечта»

 Елисеева Т. В ногу с реформой – г. Новая жизнь 1 сентября 1984 г.

 Елисеева Т. О чём мечтают ребята из «Мечты» - г. Новая жизнь 23 июля 1982 г.

 Желобанов Л. Лето не застанет врасплох – г. Новая жизнь 23 апреля 1987 г.

 Желобанов Л. Памятная поездка – г. Новая жизнь 8 апреля 1986 г.

 Захарова О. Содружество – г. Новая жизнь 4 декабря 1984 г.

 Заработали 27500 трудодней – г. Пролетарий 8 октября 1944 г.

 Закладка трудовых навыков – г. Новая жизнь 23 января 1979 г.

 Ильин. Организованно провести весенние каникулы в школах – г. Пролетарий 24 марта 1934 г.

 Ильин. Образцово подготовиться к новому учебному году – г. Пролетарий 15 июня 1934 г.

 Ильин А. Открытие комнаты боевой славы – г. Новая жизнь 21 мая 1985 г.

 Инициатива Денисовских школьников – г. Пролетарий 24 сентября 1948 г.

 Кадулин А. К итогам первого полугодия по школам района – г. Пролетарий 28 декабря 1940 г.

 Кадулин А. Сельский совет и школа – г. Пролетарий 16 февраля 1941 г.

 Князева Н. Воспоминания о школе – комната боевой славы Денисовской средней школы

 Митина И. Чтобы молодёжь оставалась на селе – г. Новая жизнь 16 апреля 1987 г.

 На оборону Родины – г. Пролетарий 18 февраля 1942 г.

 Об открытии народной школы в деревне Денисцевой Сокуровской волости – Владимирский земский сборник г. Владимир на Клязьме 1880 г. № 5

 Отчёт об учебно-воспитательной работе Денисовской средней школы за 1985-1986, 1986-1987, 1987-1988, 1988-1989 учебные годы. Форма ОШ-1

 Поиск продолжается – г. Новая жизнь, 11 апреля 1981 г.

 Пушкин А. Не только соседи – г. Новая жизнь 31 августа 1985 г.

 Пушкин С. Упрочение традиций – г. Новая жизнь 20 января 1987 г.

 Петухов С. На каждом уроке – г. Новая жизнь 29 марта 1986 г.

 Парвицкий А. Летопись Денисовской начальной сельской школы – комната боевой славы Денисовской средней школы

 Сведения о начальных народных училищах Владимирской губернии за 1883 г. – в сб. Доклады Владимирской земской       управы губернскому земскому собранию, Владимир на Клязьме 1883 г.

 Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Владимир на Клязьме. 1900 г.

 Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Владимир на Клязьме. 1904 г.

 Справочник по начальным школам Владимирской губернии на 1-ое января 1915 г. Владимир на Клязьме 1915 г.

 Районное совещание учителей – г. Новая жизнь, 4 сентября 1979 г.

 Текущая земская школьная статистика по Владимирской губернии за 1910 – 1911 учебный год. Владимир на Клязьме 1912 г.

 Тимуровские команды – г. Пролетарий, 14 августа 1941 г.

 Хромова Л. На августовский педсовет – г. Новая жизнь 27 августа 1981 г.

 Хромова Л. Гордость за наше Отечество – г. Новая жизнь 30 декабря 1982 г.

 Хромова Л. С помощью звеньев – г. Новая жизнь 20 апреля 1982 г.

 840 человек молодёжи участвовало на воскреснике – г. Пролетарий, 21 августа 1941 г.



[1] Доклады Владимирской губернской земской управы губернскому земскому собранию – Сведения о начальных народных училищах Владимирской губернии за 1883 год. Владимир на Клязьме. 1883 г.

[2] Парвицкий А.П. Летопись Денисовской начальной сельской школы.

[3] Об открытии народной школы в деревне Денисцевой Сокуровской волости – Владимирский земский сборник. 1880 г. 5. Владимир на Клязьме. 1880 г.

[4] Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Владимир на Клязьме. 1900 г.

[5] Сведения о начальных народных училищах за 1883 год – Доклады Владимирской земской управы губернскому земскому собранию. Владимир на Клязьме. 1883 год.

[6] Там же.

[7]Сведения о начальных народных училищах за 1883 год – Доклады Владимирской земской управы губернскому земскому собранию. Владимир на Клязьме. 1883 год.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Владимир на Клязьме. 1900 г.

[12] Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Владимир на Клязьме. 1900 г.

[13] Владимирский земский сборник 1884 г. № 9. Владимир на Клязьме 1884 г.

[14] Парвицкий А.П. Летопись Денисовской начальной сельской школы.

[15] Там же.

[16] Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Владимир на Клязьме. 1900 г.

[17] Там же.

[18] Парвицкий А.П. Летопись Денисовской начальной сельской школы.

[19] Свидетельство № 14152 от 2 октября 1892 года. Комната боевой славы Денисовской средней школы.

[20] Парвицкий А.П. Летопись Денисовской начальной сельской школы.

[21] Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Владимир на Клязьме. 1900 г.

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Справочник по начальным школам Владимирской губернии на 1-ое января 1915 г. Владимир на Клязьме. 1915 г.

[25] Парвицкий А.П. Летопись Денисовской начальной сельской школы.

[26] Ильин. Организованно провести весенние каникулы в школах – г. Пролетарий 24 марта 1934 г. № 69(396).

[27] Ильин. Образцово подготовиться к новому учебному году – г. Пролетарий 15 июня 1934 г. № 138(1062).

[28] Дементьев. Учиться на отлично – Пролетарий 4 сентября 1935 г. № 204(1400).

[29] Кадулин. К итогам первого полугодия по школам района – г. Пролетарий 28 декабря 1940 г. № 285(1454).

[30] Тимуровские команды – г. Пролетарий 14 августа 1941 г. № 191(2948).

[31] 840 человек молодёжи участвовало на воскреснике – г. Пролетарий 21 августа 1941 г. № 197(2954).

[32] На оборону Родины – г. Пролетарий 18 февраля 1942 г. № 2(3033).

[33] Заработали 27500 трудодней – г. Пролетарий 8 октября 1944 г. № 116(3430).

[34] Ускорить ремонт школ, организованно начать новый учебный год – г. Новая жизнь 19 июля 1946 г.

[35] Инициатива Денисовских школьников – г. Пролетарий 24 сентября 1948 г.

[36] Князева Н.И. Воспоминания о школе. Комната боевой славы Денисовской средней школы.

[37] Хорошенина Л. Закладка трудовых навыков – г. Новая жизнь 23 января 1979 г.

[38] Районное совещание учителей – г. Новая жизнь 4 сентября 1979 г.

[39] Отчёт об учебно-воспитательной работе Денисовской средней школы за 1985, 1986, 1987, 1988 уч. Года ф. ОШ – 1.

[40] Т.Елисеева. В ногу с реформой – г. Новая жизнь 1 сентября 1984 г.

[41] Л.Буторова. Августовский педсовет – г. Новая жизнь 29 августа 1985 г.

[42] Отчёт Денисовской средней школы об учебно-воспитательной работе в 1988 – 1989 уч. г.

[43] С.А.Петухов. На каждом уроке о съезде – г. Новая жизнь 29 марта 1986 г.

[44] Л.Дедова. В духе времени – г. Новая жизнь 1 октября 1988 г.

[45] Л.Хромова. На августовский педсовет – г. Новая жизнь 27 августа 1981 г.

[46] Л.Буторова, А.Петухов. Курсом школьной реформы – г. Новая жизнь 6 сентября 1986 г.

[47] Поиск продолжается – г. Новая жизнь 11 апреля 1981 г. № 44(6944).

[48] А.Ильин. Открытие комнаты боевой славы – г. Новая жизнь 21 мая 1985 г. № 62(7586).

[49] Формировать сознание учащейся молодёжи в духе перестройки. Пленум РК КПСС – г. Новая жизнь 24 мая 1988 г. № 62(8054).

[50] С.А.Петухов. Курсом школьной реформы – г. Новая жизнь 6 сентября 1986 г.

[51] А.Пушкин. Не только соседи – г. Новая жизнь 31 августа 1985 г.

[52] И.Митина. Чтобы молодёжь оставалась на селе – г. Новая жизнь 16 апреля 1987 г.

[53] Дневник ученической производственной бригады, стр. 1.

[54] Там же стр. 2.

[55] Из служебной характеристики Желобанова Л.С. 21.03.1987 г.

[56] Л.Хромова. С помощью звеньев – г. Новая жизнь, 20 апреля 1982 г. № 49(7105)

[57] Т.Васильева. Трудовое лето – г. Новая жизнь, 14 июля 1981 г. № 83(6983)

[58] Л.Хромова. Гордость за наше Отечество – г. Новая жизнь, 30 декабря 1982 г. № 156(7212)

[59] О.Захарова. Содружество – г. Новая жизнь, 4 декабря 1984 г. № 145(7513)

[60] А.Александрова. Первое место ученическим бригадам – г. Новая жизнь, 7 июня 1986 г. № 68(7748)

[61] Л.Желобанов. Памятная поездка – г. Новая жизнь, 8 апреля 1986 г.

[62] Г. Новая жизнь, 22 января 1987 г. № 10(7846)

[63] Труд наш есть дело чести – г. Новая жизнь, 6 апреля 1989 г.

[64] С.Пушкин. Упрочение традиции – г. Новая жизнь, 20 января 1987 г. № 9(7845)

[65] Л.Желобанов. Учить грамоте и труду – г. Новая жизнь, 28 июня 1988 г. № 77(8069)

[66] А.Александрова. За труд настоящий, полезный обществу – г. Новая жизнь, 1 сентября 1987 г.

[67] А.Брусова. Есть 405 тонн сена – г. Новая жизнь, 30 июля 1988 г. № 91(8083)

[68] С.Максимов в ст. Труд наш есть дело чести – г. Новая жизнь, 6 апреля 1989 г.

[69] Из постановления открытого партийного собрания Денисовской средней школы от 13 мая 1988 г.

[70] Ст. Названы победители соревнования – г. Новая жизнь, 24 ноября 1988 г. № 141(8133).

[71] Пленум РК ВЛКСМ, г. Новая жизнь, 10 ноября 1989 г. № 134(8126) Доклад 1 секретаря РК ВЛКСМ Кривцова А.