МУК МО ГОРОХОВЕЦКИЙ РАЙОН

«МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

ДЕНИСОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА-ФИЛИАЛ

Реферат

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БОГОЯВЛЕНСКОМ ПОГОСТЕ.

Выполнил:

Панков Андрей,

ученик 10 класса.

Научный руководитель:

Троицкий А.Е.,

учитель истории.

2010 год.

Оглавление.

Введение.                                                                                                       С. 3

Глава I Создание Богоявленской церкви.                                                   С. 5

Глава II Деятельность Богоявленской церкви.                                          С. 6

Глава III Богоявленский погост и Булыгины.                                            С. 8

Глава IV Разрушение церкви. Богоявленский погост в памяти

                 современных жителей.                                                                С. 9

Заключение.                                                                                                   С. 11

Источники и литература.                                                                              С. 12

Приложения.                                                                                                  С. 13

Введение.

      Актуальность. В настоящее время внимание многих жителей посёлка приковано к недавно построенной, «новой», Богоявленской церкви. В связи с этим стал актуален вопрос о старой церкви Богоявления и Богоявленском погосте.     

      История Богоявления (как называют Богоявленский погост и располагавшуюся на нём Богоявленскую церковь) нам известна мало. Из публикаций Н.И.Андреева в районной газете «Новая жизнь» известно, что кирпичная Богоявленская церковь была построена в 1860 году. Из воспоминаний жителей посёлка известно, что разрушена она была в начале Великой Отечественной войны.

      Литература по затронутой теме ограничивается публикациями в периодической печати, в которых Николай Иванович Андреев на основе патриарших окладных книг 1628 года и «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии» В.В.Березина и В.В.Добронравова 1898 года излагает некоторые факты из истории погоста и церкви[1]. Публикации появились в связи с возрастанием интересом к судьбе семьи Булыгиных.

      К источникам по истории Богоявления относятся:

 Список населённых мест Владимирской губернии по состоянию на 1859 год.

 Результаты опроса «Что вы знаете о старой Богоявленской церкви?» (см. приложение 1).

 Воспоминания.

      Список населённых мест содержит сведения о количестве дворов, численности населения (и его распределении по половому признаку), удалённости населённого пункта.

      Опрос был проведён в сентябре – октябре 2010 года учениками 10 – 11 классов Денисовской школы среди жителей посёлка Пролетарский и деревень Новишки и Тураково. Опрошено 200 жителей разных категорий и возрастов. Это составляет около 10 % населения Пролетарского и близлежащих деревень. Опрос позволил определить то, что знают жители о церкви, а также источники этих сведений.

      После того, как число опрошенных превысило 100 человек, данные в процентном выражении перестали изменяться, что говорит о достижении того порога, который позволяет получить достоверные сведения.

      Опрос в рамках трёх населённых пунктов также проводился с целью повышения степени достоверности его результатов.

      В основном, сведения о погосте и церкви, сохранившиеся в воспоминаниях, относительно похожи, поэтому для целей нашего исследования в качестве отдельных воспоминаний мы выделим лишь воспоминания Е.В.Орловой, которая является потомком одного из священников Богоявленского погоста, А.П.Ануфриева, в 2008 – 2010 гг. являвшегося священником Свято-Богоявленского прихода, а также Е.А.Курненковой – председателя Совета ветеранов посёлка.

      Некоторые сведения косвенного характера по теме работы можно извлечь из записной книжки Александра Николаевича Орлова – сына священника Богоявленской церкви. Книжка хранится в семье Орловых.

      В соответствии с темой, целью работы является выявление всей имеющейся информации о Богоявленском погосте.

      Исходя из цели, нужно поставить следующие задачи:

Проследить создание погоста.

Рассмотреть деятельность.

Определить связь семьи Булыгиных с Богоявленским погостом.

Выяснить судьбу церкви и погоста в советское время и знания жителей по этому вопросу.

Глава I Создание Богоявленской церкви.

      Для начала определим, что же такое погост? Погост (от древнерусского погостити – побывать в гостях) в первоначальном значении этого слова – постоялый двор, на котором останавливался князь и духовные лица, а также купцы. Можно выделить три основных значения слова погост:

Сельская община и её центр в Русском государстве 11 – 18 вв.

Небольшое поселение с церковью и кладбищем.

Кладбище, чаще всего сельское[2].

Очевидно, в нашем случае речь идёт о погосте во втором значении слова.

      Первое упоминание о Богоявленском погосте относится к 1628 году. В патриарших окладных книгах говорится: «Церковь Богоявления Господа Бога нашего И.Христа в вотчине боярина князя Фёдора Ивановича Мстиславского княгини Ирины в Ярополченской волости…»

      В 1773 году вместо старой церкви была построена новая деревянная церковь, которая сгорела в 1843 году. Вместо неё строится новая кирпичная церковь. Строительство продолжалось 17 лет и было завершено в 1860 году[3].

      Столь долгое строительство небольшого сельского храма можно объяснить трудностями со средствами на него. Этот вывод вполне вписывается в картину не очень высокого достатка крестьян окрестных деревень[4].

      Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии содержит следующее описание Богоявленской церкви: «Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо достопримечательного по древности или ценности в церкви не имеется...»[5]

      Список населённых мест Владимирской губернии по состоянию на 1859 год говорит нам о том, что Богоявленский погост состоял из 9 дворов, в которых проживало 39 человек[6].

      Итак, погост – это поселение с церковью и кладбищем. Первое упоминание о Богоявленском погосте относится к 1628 году, когда он был частью вотчины Ф.И.Мстиславского. В 1773 году вместо старой церкви строится новая, сгоревшая в 1843 году. В 1843 – 1860 гг. строится новая кирпичная церковь. Длительность строительства, вероятно, объясняется скудностью населения и отсутствием богатых жертвователей.

Глава II Деятельность Богоявленской церкви.

      Помимо чисто религиозных функций, церковь вела и ведёт иную, весьма разноплановую деятельность. Поэтому важно выяснить, какие направления присутствовали в деятельности Богоявленской церкви.

      Легче всего прослеживается педагогическая деятельность Богоявленской церкви: в Денисовской школе Закон Божий преподавали её священники. По сведениям 1911 года это М.А.Преображенский[7]. С 1882 года законоучителем и учителем был Алексей Холуйский, окончивший курс духовной семинарии в городе Владимире[8]. Его, вероятно, тоже следует считать священником Богоявленской церкви.

      Кроме преподавания в Денисовской школе, существовала церковно-приходская школа и в самом Богоявленье[9].

      Мы можем установить ещё одно имя священника Богоявленской церкви – это Николай Орлов, который служил здесь, вероятно, во второй половине XIX века[10].

      В письменных источниках отразилась ещё одна сторона жизни Богоявленского погоста – хозяйственная: объявление 1910 года содержит сведения о предстоящих торгах на сруб 20 десятин строевого и дровяного леса[11].

      Потомки Николая Орлова до сих пор хранят записную книжку, принадлежащую его сыну - Александру Николаевичу Орлову, тоже священнику (в Шуйском уезде). Она содержит огромное количество советов, рецептов на все случаи жизни: от выведения муравьёв и чистки металлических изделий до лечения различных заболеваний и строительства амбаров[12]. Советы выписаны из различных изданий, на них имеются ссылки. Конечно, можно предположить, что эти заметки предназначались только для автора и его семьи. Но что мешало ему делиться ими с прихожанами? Ничего. А если Александр Николаевич записывал их, значит, потребность была постоянной.

      На форзаце записной книжки есть пометка: «Из книг А.Н.Орлова», что свидетельствует о наличии у него личной библиотеки, и говорит о нём как о человеке образованном, с широкими разносторонними интересами.

      Записная книжка принадлежит не священнику погоста, а его сыну, служившему в Шуйском уезде, поэтому, на первый взгляд, к Богоявленскому погосту они не применимы. Однако, по нашему мнению, такой образованный, с разнообразным кругом интересов человек мог быть воспитан только такими же родителями. Следовательно, можно предположить, что и Николай Орлов был для жителей окрестных деревень не только служителем религиозного культа.

      Таким образом, священники Богоявленской церкви, помимо религиозной, осуществляли широкий круг деятельности: образовательно-воспитательную, хозяйственную, консультативную. Следовательно, Богоявленский погост можно считать, по крайней мере в XIX – начале ХХ века, одним из важнейших центров жизни населённых пунктов, входящих в настоящее время в муниципальное образование Денисовское.

Глава III Богоявленский погост и Булыгины.

      В последнее время, особенно в связи с открытием в 2008 году нового Богоявленского храма и ростом интереса к ежегодным Булыгинским чтениям, активно обсуждался вопрос о связи семьи Булыгиных с Богоявленской церковью[13]. На страницах районной газеты, на Булыгинских литературно-краеведческих чтениях и т. д. шли споры: семейный храм Булыгиных Богоявленье или нет.

      На момент окончания строительства кирпичной Богоявленской церкви в 1860 году единственному взрослому представителю из рода Гороховецких Булыгиных, впоследствии проживавших в Богоявленском приходе, было всего два года[14]. Это факт.

      Но есть и другой факт: Пётр Павлович Булыгин (1859 – 1914) похоронен в Богоявленском погосте[15].

      Вывод напрашивается сам собой: семья Булыгиных не была основательницей храма, он не был «родовым», однако Булыгины были в числе прихожан Богоявленской церкви. Поэтому ссылки на то, что по описаниям храм был довольно беден[16], на наш взгляд, даже и не требуются, если и так ясно: Булыгины его построить просто не могли. Кроме того, бедность храма по описаниям конца XIX века сама по себе ничего не значит.

Глава IV Разрушение церкви.

Богоявленский погост в памяти современных жителей.

      Если дореволюционный период истории Богоявленской церкви слабо, эпизодически, но отражён в письменных источниках, то единственным источником по истории в советский период будут воспоминания жителей, выраженные в результатах опроса (см. приложение 1).

      Закрытие при советской власти отразилось в памяти жителей, хотя и в минимальном количественном выражении – 0,5 % опрошенных.

      Следующая веха – разрушение церкви. Этот факт и является в основном содержанием воспоминаний жителей. Время разрушения – начальный период Великой Отечественной войны. В памяти одного из жителей (0,5 %) сохранилось время года, когда это произошло – осень. Однако, по словам бывшего священника новой Богоявленской церкви А.П.Ануфриева, от прихожан он чаще всего слышал о разрушении в 1940 году[17].

      Цель разрушения бесспорна – строительство аэродрома в Паустово. Однако наряду с кирпичами, мы встречаем и указание на то, что материал для аэродрома – щебёнка (0,5 %). В связи с этим нужно сказать и о двух способах разрушения церкви, названных опрошенными: взрыв и разборка.

      Возмездие разрушителям Богоявленской церкви – такой момент содержится в воспоминаниях 0,5 % опрошенных жителей.

      Наряду с воспоминаниями о церкви как о краснокирпичной, встречаем и сведения о белокаменной церкви (0,5%).

      2 % респондентов указали на то, что церковь была красивая или очень красивая. 1,5 % - что приход был хорошим, для людей церковь была вторым домом, её часто посещали.

       Сад (0,5 %) и кедр, посаженный священником (1 %), жители, спасавшие иконы и книги (1 %) – такие подробности также отразились в людской памяти.

      Опрос, к сожалению, показал, что 84,5 % жителей ничего не знают о Богоявленском погосте. Кроме того, выявились явно искажённые сведения вышеуказанной статьи Н.И.Андреева.

      Явно не соответствуют действительности сведения, что в годы войны русские держали там оборону (0,5 %), а также о том, что немцы согнали туда людей и сожгли (0,5 %).

       Нужно сказать, что во время рытья могил на кладбище до сих пор постоянно находят кирпичи, ещё немного заметны места построек. Во время открытия нового Богоявленского храма жителями были принесены иконы из старой, разрушенной церкви[18].

      Что же касается судьбы погоста, то жизнь там продолжалась вплоть до 1950 – 1960–х гг., когда оставшиеся дома, по крайней мере их часть, были перевезены в Пролетарский[19].

      Итак, после революции Богоявленскую церковь закрыли. Перед войной или в её начальный период церковь уничтожили, материал использовали для строительства аэродрома в Паустово. Часть церковной утвари была спасена жителями. Жизнь в погосте продолжалась до середины XX века.

      Более 80 % жителей посёлка вообще ничего не знают о старой Богоявленской церкви. Знания же остальных весьма скудны и во многом недостоверны.

Заключение.

      Погост – это поселение с церковью и кладбищем. Первое упоминание о Богоявленском погосте относится к 1628 году, когда он был частью вотчины Ф.И.Мстиславского. В 1773 году вместо старой церкви строится новая, сгоревшая в 1843 году. В 1843 – 1860 гг. строится новая кирпичная церковь. Длительность строительства, вероятно, объясняется скудностью населения и отсутствием богатых жертвователей.

      Священнослужители Богоявленской церкви, помимо религиозной, осуществляли широкий круг деятельности: образовательно-воспитательную, хозяйственную, консультативную. Следовательно, Богоявленский погост можно считать, по крайней мере в XIX – начале ХХ века, одним из важнейших центров жизни населённых пунктов, входящих в настоящее время в муниципальное образование Денисовское.

      Семья Булыгиных не была основательницей храма, он не был «родовым», однако Булыгины были в числе прихожан Богоявленской церкви. Поэтому ссылки на то, что по описаниям храм был довольно беден, на наш взгляд, даже и не требуются, если и так ясно: Булыгины его построить просто не могли. Кроме того, бедность храма по описаниям конца XIX века сама по себе ничего не значит.

      После революции Богоявленскую церковь закрыли. Перед войной или в её начальный период церковь уничтожили, материал использовали для строительства аэродрома в Паустово. Часть церковной утвари была спасена жителями. Жизнь в погосте продолжалась до середины XX века.

      Более 80 % жителей посёлка вообще ничего не знают о старой Богоявленской церкви. Знания же остальных весьма скудны и во многом недостоверны. И только 1 % респондентов назвал основную часть достоверных сведений о Богоявленском погосте и располагавшейся на нём церкви.

      Проведённое исследование – только небольшая часть огромной и важной работы, которую необходимо провести, чтобы наши знания о Богоявленском погосте расширились и стали более достоверными.

Источники и литература.

Источники.

Воспоминания.

Ануфриев А.П. Воспоминания. – 2010.

Курненкова Е.А. Воспоминания. – 2010.

Орлова Е.В. Воспоминания. – 2010.

Документальные источники.

Ведомость о состоянии начальных народных училищ Вязниковского уезда за 1909 – 1910 учебный год // Доклады Вязниковской уездной земской управы уездному земскому собранию чрезвычайной сессии 24 января 1910 г. – 349 с. С. 187 – 188.

О назначении пособия на поездки в земские школы священникам - законоучителям // Доклады Вязниковской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию сессии 1911 г. – Вязники. – 160 с. С. 51 – 52.

Объявление о торгах на сруб леса // Владимирские губернские ведомости. – Официальная часть. - 1910.- № 26. – С. 11.

Орлов А.Н. Записная книжка

Список населённых мест Владимирской губернии по состоянию на 1859 год. – СПб., 1862.

Социологические исследования.

Результаты опроса «Что вы знаете о старой Богоявленской церкви?». – 2010.

Литература.

Исследовательская литература.

Канина Л.Г. История Денисовской средней школы. – 1989. – 24 с.

Троицкий А.Е. Биография как зеркало местных проблем. – 2009. – 8 с.

Публикации в периодической печати.

Андреев Н. Снять «осаду» с Богоявленского погоста // Новая жизнь. – 2009. – 6 марта. – С. 7.

Андреев Н. Ещё о Богоявленском погосте // Новая жизнь. – 2009. – 17 июля. – С. 9.

Захаров Н.М. Булыгинские чтения должны развиваться // Новая жизнь. – 2009. – 13 февраля. – С. 8.

Справочная литература.

Андреев Н.И. Булыгин Пётр Павлович // Владимирская энциклопедия. – Владимир: ВКТ, 2000. – С. 80 – 81.

Погост // БСЭ. – Т. 20. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С. 89.



[1] Андреев Н. Снять «осаду» с Богоявленского погоста // Новая жизнь. – 2009. – 6 марта. – С. 7.; Андреев Н. Ещё о Богоявленском погосте // Новая жизнь. – 2009. – 17 июля. – С. 9.

[2]Погост // БСЭ. – Т. 20. – М., 1975. – С. 89.

[3] Андреев Н. Снять «осаду» с Богоявленского погоста // Новая жизнь. – 2009. – 6 марта. – С. 7.

[4] Троицкий А.Е. Биография как зеркало местных проблем. – 2009. – 8 с.

[5] Андреев Н. Там же.

[6] Список населённых мест Владимирской губернии по состоянию на 1859 год.

[7] О назначении пособия на поездки в земские школы священникам - законоучителям // Доклады Вязниковской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию сессии 1911 г. – Вязники. – 160 с. С. 51 – 52.

[8] Канина Л.Г. История Денисовской средней школы. – 1989. – С. 6.

[9] Ведомость о состоянии начальных народных училищ Вязниковского уезда за 1909 – 1910 учебный год // Доклады Вязниковской уездной земской управы уездному земскому собранию чрезвычайной сессии 24 января 1910 г. – 349 с. С. 187 – 188.

[10] Орлова Е.В. Воспоминания. – 2010.

[11] Владимирские губернские ведомости. – Официальная часть. - 1910.- № 26. – С. 11.

[12] Орлов А.Н.Записная книжка.

[13] Захаров Н.М. Булыгинские чтения должны развиваться // Новая жизнь. – 2009. – 13 февраля. – С. 8; Андреев Н. Снять «осаду» с Богоявленского погоста // Новая жизнь. – 2009. – 6 марта. – С. 7.

[14] Андреев Н. Указ. ст.

[15] Андреев Н.И. Булыгин Пётр Павлович // Владимирская энциклопедия. – Владимир, 2002. – С. 80.

[16] Андреев Н. Снять «осаду» с Богоявленской церкви // Новая жизнь. – 2009. – 6 марта. – С. 7.

[17] Ануфриев А.П. Воспоминания. – 2010.

[18] Ануфриев А.П. Воспоминания. – 2010.

[19] Курненкова Е.А. Воспоминания. – 2010.