МУК МО ГОРОХОВЕЦКИЙ РАЙОН

«МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

ДЕНИСОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА-ФИЛИАЛ

РЕФЕРАТ

Воспоминания тружеников тыла как исторический источник

при изучении посёлка Пролетарский 1941 – 1945 гг.

Автор: Панков Андрей,

ученик 9 класса.

Научный руководитель:

Троицкий А.Е.,

учитель истории.

2009 год

Оглавление.

      Введение.                                                                                                 Стр. 3

      Глава I. Характеристика исторической обстановки.                           Стр. 5

      Глава II. Внешняя характеристика.                                                       Стр. 8

            1. Историография и источниковедение.                                         Стр. 8

            2. Совокупность источников.                                                          Стр. 8

            3. Происхождение источников.                                                       Стр. 8

      Глава III. Внутренняя характеристика.                                                 Стр. 9

      Заключение.                                                                                            Стр. 13

      Источники и литература.                                                                       Стр. 15

      Приложения.                                                                                           Стр. 16

            1. Воспоминания Журкиной О.А.

            2. Воспоминания Сазановой Е.П.

            3. Воспоминания Третьяковой А.А.

            4. Воспоминания Турукиной Ф.Н.

            5. Воспоминания Фёдоровой Т.В.

            6. Положение о проведении школьной краеведческой

                конференции 7 декабря 2005 г.

Введение.

      Актуальность темы. Тема Великой Отечественной войны в обосновании актуальности не нуждается. Война вцелом и советский тыл в частности были, есть и будут объектом пристального внимания исследователей.

      Ещё живы воспоминания об этой войне. Живы участники тех судьбоносных событий. Их слова – бесценный источник, клад. Воспоминания помогают там, где молчат документы, кинохроники, фотографии. Человеческая память хранит то, что сложно сохранить на другом носителе информации: мысли, чувства, эмоции. Поэтому значимость выбранной темы несомненна. Но, помимо значимости, данная тема – в рамках посёлка Пролетарский – является ещё и практически не изученной: воспоминания тружеников тыла нашего посёлка объектом научных исследований не были. Возможности этого источника не выявлены.

      Таким образом, актуальность темы исследования определяется её важностью и малой изученностью.

      Целью моей работы будет рассмотрение воспоминаний тружеников тыла как исторического источника при изучении посёлка пролетарский 1941 – 1945 гг.

      Исходя из цели и в соответствии с планом характеристики исторического источника[1] необходимо поставить следующие задачи:

Показать историческую обстановку.

Охарактеризовать источник с внешней стороны.

Провести внутреннюю характеристику источника.

      Источниковедческий обзор. В качестве источников для настоящего исследования выступают воспоминания тружеников тыла посёлка Пролетарский (Журкиной О.А., Сазановой Е.П., Третьяковой А.А., Турукиной Ф.Н., Фёдоровой Т.В.), хранящиеся в Музее боевой славы МОУ Денисовская СОШ (см. приложения 1 – 5). Собраны они учащимися школы в 2005 году в ходе подготовки к школьной краеведческой конференции «Труженики тыла». Подробной их характеристике и будет посвящена работа, поэтому здесь, во введении, мы останавливаться на ней не будем. Однако необходимо отметить важную особенность: сбор воспоминаний производился по определённому плану, указанному в Положении о проведении школьной краеведческой конференции[2] (см. приложение 6).

      Историографический обзор. Воспоминания в качестве исторического источника в источниковедческой литературе рассматривались неоднократно[3]. Воспоминания времён Великой Отечественной войны – тоже.

Однако о воспоминаниях жителей посёлка Пролетарский 1941 – 1945 гг. этого, к сожалению, сказать нельзя. Во-первых, потому что история нашего посёлка вообще изучена слабо. Во-вторых, если воспоминания и использовали, например, в Музее боевой славы Денисовской школы, то лишь в качестве иллюстративного материала. Или материала для освещения биографии того или иного человека. Попыток создать целостную картину жизни в Пролетарском в указанный период на основе воспоминаний не предпринималось. Тем более не предпринималось попыток определить возможности воспоминаний тружеников тыла в качестве исторического источника при изучении посёлка.того, к сожалению. ям жителей посёлка Пролетарский 1941 - 1945 ской литературе рассматривались неоднократно.

Глава I. Характеристика исторической обстановки.

      Важнейшим фактором коренного перелома в ходе войны стала завершившаяся к середине 1942 года перестройка тыла на военный лад.

      Неудачи первого этапа войны серьёзно осложнили положение советской экономики. Летом 1941 года началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. К началу 1942 года было перевезено более 1,5 тыс. промышленных предприятий.

      Ухудшение продовольственного снабжения заставило с 18.7.1941 ввести в Москве и Ленинграде карточки на продукты. В конце 1941 года карточная система введена по стране в целом.

       Потеря военных заводов резко сократила поступление в армию снарядов, мин, бомб. Падение производства боеприпасов продолжалось до конца года. Сотни тысяч квалифицированных рабочих были мобилизованы в армию, их заменили женщины, подростки и старики. С 26.12.1941 рабочие и служащие военных предприятий также объявлялись мобилизованными на период войны: самовольный уход с предприятий карался как дезертирство. С декабря 1941 года падение объёма промышленного производства удалось остановить. На выпуск военной продукции было переключено производство практически всех отраслей промышленности. Осенью 1942 года военное производство полностью восстановило утраченные мощности. В 1943 выпуск военной продукции вырос на 20% по сравнению с 1942, в последующий период – в 3 раза. С конца 1942 года СССР стал выпускать значительно больше, чем Третий рейх и работающие на него страны, танков, самолётов, других видов вооружения.

      Качество советской боевой техники было значительно выше аналогичных образцов германской армии.

      Отраслями и предприятиями военной экономики руководили талантливые организаторы производства.

      В годы войны СССР приступил к созданию ядерного оружия.

      В идеологической области в течение войны проводилась линия на укрепление патриотизма. Власть высоко ценила патриотическую деятельность церкви по сбору денежных средств и вещей для нужд фронта. Делались шаги к признанию важной роли церкви.

      Свою лепту в дело победы внесли и общественные организации6 профсоюзы, комсомол, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, антифашистские комитеты и пр.

      Воспитание у советских людей чувства ненависти и мести средствами политико-воспитательной работы, поощряемое на первых этапах войны, на заключительном её этапе сменилось установкой на сдерживание крайностей, чтобы ненависть к врагу не вылилась в слепую ярость к немецкому народу[4].  

      Наращивание военного потенциала было бы невозможно без соответствующей системы финансирования. В отличие от фашистской Германии советский Союз не располагал такой важной финансовой поддержкой как военный грабёж на чужих землях. помощь союзников по ленд-лизу до 1944 года имела незначительные масштабы и в целом не влияла на рост военного производства СССР (исключение составляли автотранспортные средства). Поэтому основными источниками военного финансирования стали налоги, внутренние государственные кредиты (займы) и эмиссия денег.

      В условиях карточной системы роль денег для рабочих и служащих значительно ослабла. карточное снабжение не удовлетворяло даже минимума потребностей, рыночные же цены были очень высокими, лишь немногие могли покупать продукты по этим ценам.

      Заработная плата в сложившейся ситуации далеко не отражала реальное материальное положение населения.

      Государство, располагая ограниченными запасами продовольствия, первоочередной задачей считало снабжение армии, рабочих, служащих и ИТР военной индустрии, угольной и нефтяной промышленности, вредных цехов чёрной и цветной металлургии и пр.

      Важным источником продуктов питания в годы войны становятся подсобные хозяйства предприятий, индивидуальное и коллективное огородничество.

      Исключительно тяжёлым бременем для семейного бюджета были государственные налоги и займы.

      Ослабление колхозов в годы войны отрицательно сказалось на распределительных отношениях в деревне. Доход крестьянской семьи снизился в несколько раз. Основную часть продуктов питания крестьяне получали от личных хозяйств. Часто недоедая, они продавали продукцию со своих участков, чтобы уплатить налоги и подписаться на госзаймы. Помимо денежного сельскохозяйственного налога, крестьянский двор облагался натуральным государственным налогом в форме обязательных поставок зерна, мяса, молока, шерсти и пр. Цены, по которым государство «закупало» сельскохозяйственную продукцию по этим поставкам, были символическими.

      Из-за отсутствия системы бронирования в деревне (исключение составляли механизаторы и небольшое число других категорий работников) и массовых мобилизаций численность колхозного населения сильно сократилась. Основная тяжесть работ и забот легла на плечи женщин, подростков и стариков.

      За годы войны производство предметов потребления сократилось почти наполовину. Причём из общей массы их значительная часть направлялась на снабжение армии, что в условиях дефицита, в условиях карточной системы снабжения создавало почву для спекуляции, роста доходов отдельных групп или лиц. Большое развитие, особенно в первые годы войны, приобрела меновая торговля.

      Жизнь горожан и сельчан преимущественно была заполнена работой, поисками пропитания. Редкие праздники – Новый год, Первомай, очередная годовщина Октября, завершение сельскохозяйственных работ – сопровождались пропагандой, отношение к которой было далеко не однозначным. Особенно болезненным было восприятие поражений на фронте. Поэтому выступления руководителей страны с обзором международной и военной обстановки были мощным средством идеологического воздействия на людей. Из-за отсутствия достоверных источников информации о событиях на фронте и внутри страны большое распространение получили слухи[5].

      Таким образом, советский тыл был важнейшим фактором победы в Великой Отечественной войне. Все силы были брошены на снабжение армии, всё было подчинено военным нуждам. Значительный вклад внесли различные общественные организации. Места мужчин, ушедших на фронт, занимали женщины, дети и старики. Основным источником финансирования были налоги, займы, ложившиеся тяжёлым бременем на советский народ. Положение в деревне было особенно тяжёлым. Основным содержанием жизни была работа и поиски пропитания. Государство уделяло огромнейшее внимание идеологическому воздействию на людей, усилению патриотических чувств. В этой связи делались серьёзные шаги, свидетельствовавшие о признании важной роли церкви.

Глава II. Внешняя характеристика.

      1. Историография и источниковедение.

      Воспоминания тружеников тыла посёлка пролетарский, содержащиеся в Материалах краеведческой конференции Денисовской СОШ «Труженики тыла» (2005 год), представляют собой печатные и рукописные записи, сделанные учениками и учителями нашей школы со слов опрашиваемых (см. приложения 1 – 5) в 2005 году.

      Источники имеют определённую структуру, вытекающую из требований к подготовке к краеведческой конференции (см. приложение 6).

      Указанные воспоминания были озвучены на вышеназванной конференции, прошедшей 7 декабря 2005 года. Больше в исследовательской деятельности они использованы не были. Хотя их и использовали (частично) в музейной экскурсионной деятельности.

      2. Совокупность источников.  

      Материалы краеведческой конференции, упомянутые нами выше, содержат воспоминания 10-и тружеников тыла. Но для данной работы подходят только воспоминания 5-и из них, так как только эти люди (Журкина О.А., Сазанова Е.П., Третьякова А.А., Турукина Ф.Н., Фёдорова Т.В.) жили в Пролетарском или близлежащих деревнях в интересующий нас промежуток времени.

      Нельзя не отметить того факта, что, по данным Администрации муниципального образования Денисовское, в настоящее время на территории МО проживает около 130-и тружеников тыла. Конечно, не все они во время Великой Отечественной войны проживали в нашем посёлке, не все, к сожалению, смогут поделиться своими воспоминаниями. Но поле деятельности огромное.

      Для нашего же исследования достаточно будет и 5-и названных источников, так как цели рассмотреть их все не ставилось. Ставилась цель выявить их возможности как исторического источника при изучении Пролетарского.

      3. Происхождение источников.

      Воспоминания тружеников тыла, используемые в работе, были собраны учениками и учителями Денисовской школы в 2005 году в ходе подготовки к школьной краеведческой конференции «Труженики тыла». Каждому классу необходимо было подготовить выступление об одном труженике. Подготовка – сбор воспоминаний – осуществлялась по плану, указанному в Положении о проведении школьной краеведческой конференции 7 декабря 2005 года (см. приложение 6).   

      По итогам конференции были сформированы Материалы, в которых и помещены указанные источники.     

Глава III. Внутренняя характеристика.

      Охарактеризовав источник с внешней стороны, необходимо перейти к внутренней его характеристике.

      Какую же информацию содержат воспоминания тружеников тыла нашего посёлка? Перед тем, как ответить на этот вопрос необходимо ещё раз отметить, что их сбор проводился по определённому плану (см. приложение 5), включающему в себя:

Фамилия, имя, отчество труженика тыла.

Время и место рождения.

Место работы и учёбы в довоенное время.

Место жительства во время начала Великой Отечественной войны.

Родственники, служившие на фронте.

Работа в тылу: место работы, должность.

Участие в комсомольской и партийной работе в период войны.

Оказание помощи фронту.

Встреча победы.

 Награды.

 Работа в послевоенное время.

      Все источники, в разной мере, содержат ответы на эти вопросы. Но нас, исходя из темы, будут интересовать не все сведения, а только та их часть, которая касается посёлка Пролетарский.

      Все источники, кроме одного[6], говорят о родственниках, ушедших на фронт. В одном случае близкий вернулся раненым[7], в одном – инвалидом[8], остальные – погибли.

      Центральное место в воспоминания занимает трудовая деятельность. Мы узнаём, что в годы войны в Пролетарском работала трикотажная фабрика[9], пекарня, завод, железная дорога, колхоз, школа, магазин[10]. Узнаём, с какого возраста в военное время начинали трудовую деятельность жители посёлка: 10[11], 12[12] лет.

      Продукция Денисовской трикотажной фабрики также нашла отражение в источниках: обмотки, юбки, носки,[13] нижнее бельё[14]. Как и оборудование: вязальные машины,[15]швейные фанговые машины[16]; условия работы: рабочий день начинался в 4 часа утра, работали в две смены с одним выходным днём в неделю. Уставали страшно. Работой были загружены целые дни[17].

      Достаточно подробные воспоминания остались о пекарне, находившейся в частично сохранившемся здании по улице Кооперативной. Заведующим пекарней был Крюков Иван Тимофеевич из деревни Сафонеево. Работали посменно (в 2 смены): в каждой смене по три женщины. Кормили весь сельсовет, пекли хлеб для армии, сушили для фронта лук, картошку и сухари. Работа была тяжёлой, приходилось носить мешки, все работы выполнялись вручную. Работали без сна. Хлеб месили в корытах, куда засыпали 4 мешка муки, формовали тоже вручную. Выпекали хлеб ржаной и белый. Для фронта – из чистой муки, для населения – из неочищенной картошки, из кукурузной крупы. Буханка весила около 3 кг. За работу платили деньгами, рабочим выдавали по 0,5 кг хлеба и на каждого иждивенца по 200 г. Хлеб развозили по деревням на телегах, в магазин доставляли на носилках. Оборудована пекарня была по-простому: две большие печи, в каждую помещалось по 50 форм, печи топились дровами. Для картошки использовали тёрки, приходилось крутить колесо. В печи вмазаны котлы, чтобы греть воду[18].

      Упоминается работа в колхозе: пахали, сеяли, заготавливали сено. На работу вставали в 3 часа утра, ездили на лошади на станцию Вязники за керосином[19].

      Помимо основной работы, повсеместно указываются и дополнительные. Заготавливали дрова и собирали колосков в колхозе[20]. Вязали крючком подзоры, скатерти, шили на людей[21].

      Несмотря на чрезмерную загруженность работой, жители посёлка находили силы и время, чтобы помогать друг другу[22].

      Одним из пунктов опроса, согласно Положению (см. приложение 6), был вопрос о том, как опрашиваемые узнали о начали войны и о победе. На рабочем месте[23], от других людей[24], из сообщений по радио[25].

      Все труженики тыла, воспоминания которых мы изучаем, имеют награды, что ярко характеризует их труд и отношение к нему.

      Свободного времени практически не оставалось[26].

      Одной из важнейших проблем были трудности с питанием. С едой было плохо. Хлеб было трудно достать. пекли лепёшки из картошки (картовник), солодухи. Чай пили со свёклой. Собирали траву: столбунцы, лук, щавель[27]. Хлеба было очень мало. Чтобы прокормиться, семья держала корову. Сажали капусту, свёклу, морковь, бухму, выращивали просо, картофель. Из картофеля делали крахмал, варили молочный кисель. на зиму солили огурцы, грибы, мочили яблоки[28]. Хлеб для населения пекли из неочищенной картошки, из кукурузной крупы[29].

      В связи с питанием необходимо отметить факт, поразивший меня. Речь идёт о том, что в буханке хлеба иногда обнаруживались запечённые чурки[30]. Здесь мы видим, что были люди, пытавшиеся использовать трудности в своих интересах, использовавшие своё положение в личных целях, и в ущерб другим.

      Во время войны платили военный налог, приобретали обязательные займы и облигации[31].

      Главным источником питания жителей посёлка было личное подсобное хозяйство[32].

      Память тружеников сохранила и название радиоприёмника, по которому услышали о начале войны «Рекорд»[33].

      Узнаём из источника мы и о мобилизации бездетных женщин[34]. Узнаём имена людей и числа местного руководства: Иван Тимофеевич Крючков – заведующий пекарней, Василий Швецов – председатель сельпо[35].

      Воспоминания рассказывают нам об отправке жителей Пролетарского на строительство аэродрома для военных самолётов, который находился под городом Вязники на станции Сергеево[36].

      Жителей посёлка, по крайней мере молодёжь, обучали военному делу. Руководили занятиями Шипков Николай Фёдорович, Пушкин Александр и некий Сергей из деревни Колесниково. Обучали стрельбе из винтовок, сбору и разбору оружия, передвижению по-пластунски[37].

      В Пролетарском были девушки, хорошо знавшие немецкий язык[38].

      Итак, воспоминания тружеников тыла посёлка Пролетарский содержат большой объём информации о Пролетарском 1941 – 1945 гг. Имена ушедших на фронт, их судьбу. Информацию о предприятиях и учреждениях, функционировавших в посёлке военных лет: фабрика, завод, пекарня, железная дорога, магазин, школа.

      Центральное место в воспоминаниях занимает трудовая деятельность, являвшаяся основным содержанием жизни военных лет: условия труда, оборудование, организация производства, продукция.

      Помимо основной работы, люди стремились как можно больше подработать, чтобы обеспечить семью.

      В посёлке существовала взаимопомощь.

      Одной из важнейших проблем для жителей Пролетарского была проблема питания. Воспоминания сохранили для нас довольно полную картину того, чем питались люди.

      Но были, к сожалению, те, кто пытался выбрать для себя более лёгкие пути. Упоминание о чурке, которую время от времени обнаруживали в буханках хлеба, заставляет нас об этом задуматься.

      Личное подсобное хозяйство, тяжёлые военный налог, обязательные займы и облигации, трудовая мобилизация населения, обучение молодёжи военному делу. Это и многое другое мы можем узнать из воспоминаний тружеников тыла посёлка Пролетарский.

Заключение.

      Советский тыл был важнейшим фактором победы в Великой Отечественной войне. Все силы были брошены на снабжение армии, всё было подчинено военным нуждам. Значительный вклад внесли различные общественные организации. Места мужчин, ушедших на фронт, занимали женщины, дети и старики. Основным источником финансирования были налоги, займы, ложившиеся тяжёлым бременем на советский народ. Положение в деревне было особенно тяжёлым. Основным содержанием жизни была работа и поиски пропитания. Государство уделяло огромнейшее внимание идеологическому воздействию на людей, усилению патриотических чувств. В этой связи делались серьёзные шаги, свидетельствовавшие о признании важной роли церкви.

      Воспоминания тружеников тыла посёлка пролетарский, содержащиеся в Материалах краеведческой конференции Денисовской СОШ «Труженики тыла» (2005 год), представляют собой печатные и рукописные записи, сделанные учениками и учителями нашей школы со слов опрашиваемых в 2005 году.

      Указанные воспоминания были озвучены на вышеназванной конференции, прошедшей 7 декабря 2005 года. Больше в исследовательской деятельности они использованы не были. Хотя их и использовали (частично)

      Материалы краеведческой конференции, упомянутые нами выше, содержат воспоминания 10-и тружеников тыла. Но для данной работы подходят только воспоминания 5-и из них, так как только эти люди (Журкина О.А., Сазанова Е.П., Третьякова А.А., Турукина Ф.Н., Фёдорова Т.В.) жили в Пролетарском или близлежащих деревнях в интересующий нас промежуток времени.

      Нельзя не отметить того факта, что, по данным Администрации муниципального образования Денисовское, в настоящее время на территории МО проживает около 130-и тружеников тыла. Конечно, не все они во время Великой Отечественной войны проживали в нашем посёлке, не все, к сожалению, смогут поделиться своими воспоминаниями. Но поле деятельности огромное.

      Для нашего же исследования достаточно будет и 5-и названных источников, так как цели рассмотреть их все не ставилось. Ставилась цель выявить их возможности как исторического источника при изучении Пролетарского.

      Воспоминания тружеников тыла посёлка Пролетарский содержат большой объём информации о Пролетарском 1941 – 1945 гг. Имена ушедших на фронт, их судьбу. Информацию о предприятиях и учреждениях, функционировавших в посёлке военных лет: фабрика, завод, пекарня, железная дорога, магазин, школа.

      Центральное место в воспоминаниях занимает трудовая деятельность, являвшаяся основным содержанием жизни военных лет: условия труда, оборудование, организация производства, продукция.

      Помимо основной работы, люди стремились как можно больше подработать, чтобы обеспечить семью.

      В посёлке существовала взаимопомощь.

      Одной из важнейших проблем для жителей Пролетарского была проблема питания. Воспоминания сохранили для нас довольно полную картину того, чем питались люди.

      Но были, к сожалению, те, кто пытался выбрать для себя более лёгкие пути. Упоминание о чурке, которую время от времени обнаруживали в буханках хлеба, заставляет нас об этом задуматься.

      Личное подсобное хозяйство, тяжёлые военный налог, обязательные займы и облигации, трудовая мобилизация населения, обучение молодёжи военному делу. Это и многое другое мы можем узнать из воспоминаний тружеников тыла посёлка Пролетарский.

      Таким образом, воспоминания тружеников тыла – чрезвычайно важный, интересный и информативный источник для изучения посёлка Пролетарский 1941 – 1945 гг. Он содержит огромный объём сведений. А если что-то и не нашло должного отражения в нём (например, пропаганда, изменение отношения власти к Православной церкви), то это связано не столько с недостаточной полнотой источника, а с особенностями сбора воспоминаний: таких пунктов в плане подготовки к конференции не было.

      Поэтому, если мы не хотим утратить такой важный исторический источник, необходимо уже сейчас продумать и организовать целенаправленную систематическую работу по сбору, оформлению и изучению воспоминаний тружеников тыла посёлка пролетарский.

Источники и литература.

Источники.

Воспоминания Журкиной О.А. – 2005 // Материалы школьной краеведческой конференции МОУ Денисовская СОШ «Труженики тыла. – 2005.

Воспоминания Сазановой Е.П. – 2005 // Там же.

Воспоминания Третьяковой А.А. – 2005 // Там же.

Воспоминания Турукиной Ф.Н. – 2005 // Там же.

Воспоминания Фёдоровой Т.В. – 2005 // Там же

Положение о проведении школьной краеведческой конференции 7 декабря 2005 г. // Там же.

Литература.

История // Большая Российская энциклопедия: В 30 т. – Т. «Россия». – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. – С. 245 - 413.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева – М.: РГГУ, 1998. – 702 с.

Новейшая история Отечества. ХХ век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. А.Ф.Киселёва, Э.М.Щагина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Т. 2. – 448 с.

Черноморский Н.М. Источниковедение истории СССР. Советский период. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1976. – 296 с.



[1] Черноморский Н.М. Источниковедение истории СССР. Советский период. – М., 1976. – С. 11 – 14.

[2] Материалы школьной краеведческой конференции МОУ Денисовская СОШ «Труженики тыла. – 2005.

[3] См., например: Черноморский Н.М. Источниковедение истории СССР. Советский период. – М., 1976.; Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. – М., 1998.

[4] История // Большая Российская энциклопедия. – Т. «Россия». – М., 2004. – С. 385.

[5] Новейшая история Отечества. ХХ век. – Т. 2. – М., 1999. – С. 176 – 179.

[6] Третьякова А.А. Воспоминания. – 2005 // Материалы школьной краеведческой конференции МОУ Денисовская СОШ «Труженики тыла. – 2005.

[7] Сазанова Е.П. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[8] Турукина Ф.Н. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[9] Журкина О.А. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[10] Сазанова Е.П. Воспоминания. – 2005 // Материалы школьной краеведческой конференции МОУ Денисовская СОШ «Труженики тыла. – 2005.

[11] Журкина О.А. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[12] Турукина Ф.Н. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[13] Журкина О.А. Воспоминания. – 2005// Там же.

[14] Третьякова А.А. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[15] Журкина О.А. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[16] Фёдорова Т.В. Воспоминания. – 2005 / Там же.

[17] Там же.

[18] Сазанова Е.П. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[19] Турукина Ф.Н. Воспоминания. – 2005 // Материалы школьной краеведческой конференции МОУ Денисовская СОШ «Труженики тыла. – 2005.

[20] Журкина О.А. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[21] Турукина Ф.Н. То же.

[22] Третьякова А.А. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[23] Журкина О.А. То же.

[24] Третьякова А.А. То же.

[25] Турукина Ф.Н. То же.

[26] Там же.

[27] Там же.

[28] Фёдорова Т.В. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[29] Сазанова Е.П. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[30] Турукина Ф.Н. То же.

[31] Фёдорова Т.В. Воспоминания. – 2005 // Материалы школьной краеведческой конференции МОУ Денисовская СОШ «Труженики тыла. – 2005.

[32] Там же.

[33] Там же.

[34] Сазанова Е.П. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[35] Там же.

[36] Третьякова А.А. Воспоминания. – 2005 // Там же.

[37] Там же.

[38] Там же.