Сценарий «В гости к Снегурочке»

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОХОВЕЦКОГО РАЙОНА

МБУК «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА» ДЕНИСОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Литературная экскурсия

В гости к Снегурочке

Мероприятие  подготовила и провела Макарова Оксана Анатольевна

заведующая Денисовской сельской библиотекой

п. Пролетарский 2013 г.

Цели:

Приобщение пользователей библиотеки к чтению лучших образцов отечественной классической литературы.

Знакомство с жизнью и творчеством знаменитого драматурга А.Н. Островского.

Отметить художественную значимость пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» в контексте культурных ценностей эпохи.

Содействовать развитию интеллектуальных, познавательных способностей посетителей мероприятия.

Назначение.

      Мероприятие предназначено для юношеской  и  взрослой читая юношеской  и  взрослой зрительской аудитории.

Продолжительность.

      Данное мероприятие рассчитано на  50 минут.

Предварительная подготовка.

1. Экскурсия в г. Кострома, в знаменитый на весь мир Терем Снегурочки.

2. Создание слайдовых презентаций по теме мероприятия.

3. Фрагменты фильма «Снегурочка», «Колумб Замоскворечья».

Приложения.

Слайдовый презентации:

1. «Островский А.Н. История создания пьесы «Снегурочка».

2. «Терем Снегурочки в Костроме. В гости к Снегурочке».

3. «Щелыково – Родина Снегурочки».

Ход мероприятия:

      Добрый день, дорогие друзья!

      Он и впрямь сегодня удивительно добрый  и необычный, правда? Вы не могли этого не заметить когда шли на нашу встречу: небо высокое – высокое и ослепительно  голубое, а солнце светит по – особому,  тепло и ярко. Начало марта, первого весеннего месяца, — время ожидания весны. Люди с большой радостью ждут её прихода и хотят прогнать надоевшую зиму.  А чтобы старуха — зима не злилась, ушла по – хорошему и в положенный срок, русский народ издавна устраивал ей пышные проводы, назвав этот праздничный обряд «Масленица».

     И мы не будет отступать сегодня от старинной русской традиции, и предложим свой вариант праздника. Наше представление мы начнём с пролога сказки Александра Николаевича Островского «Снегурочка». Почему же мы взяли за основу сюжет этой очаровательной, поэтической, очень музыкальной, но порядком забытой сказки?

     А вот почему. Нам захотелось напомнить историю появления Снегурочки в нашей жизни. Ведь девочку Снегурочку как сказочный персонаж мы знаем с детства. Ни один праздник не обходится без неё. И это не удивительно – мы привыкли к ней, как и к Деду Морозу. Но удивительно вот что: именно из сказки Островского 140 лет назад Снегурочка шагнула в нашу действительность и начала жить своей самостоятельной жизнью.

(вставка фрагмент фильма «Снегурочка», 1968 г. с 07:22 мин. до 12:15)

      Каждый Новый год с замиранием сердца ждут ребятишки в России появления Деда Мороза и Снегурочки. И Дед Мороз, и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у ёлки хороводы и раздавать подарки. А откуда взялась эта девочка Снегурочка?

       Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников.

      Заинтересовал этот образ и нас. Когда и как возник этот удивительный сказочный образ девушки-красавицы из снега? Где «родилась» Снегурочка? Нам захотелось изучить «родословную» этой сказочной героини.

Чтобы разобраться в «родословной» Снегурочки, необходимо выяснить, когда и как появилась эта героиня.

 Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Отличие пьесы Островского от русской народной сказки о Снегурочке и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка»

     В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

 Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

      Но в Новый год Снегурочка стала появляться лишь в самом конце 19-го века. До этого Дед Мороз приходил один. Какое же событие выдвинуло Снегурочку в ряд самых популярных в народе героинь? Ответ может быть простым — это появление пьесы сказки А.Н. Островского «Снегурочка», написанной писателем в 1873 году.

(вставка — презентация  «А.Н. Островский. История  создания пьесы «Снегурочка»)

              В 1873 году Малый театр, душой которого являлся Островский, закрылся на капитальный ремонт. Руководство Большого театра соглашалось предоставить актерам сцену на время их длительного «отпуска», но подмостки его во много раз превосходили сценические площади Малого.

 Островский разработал замечательный план: задействовать весь свой коллектив актеров, музыкантов, гримеров, работников сцены в одной пьесе – сказке, удачно подобранной ко времени – Масленице. Так возник замысел многолюдного, разнохарактерного царства Берендеев.

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.  Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

       Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867) (слайды 1 – 7)

     (слайд 8)  В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

«Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать…» — писал о «Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными.

      Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает много разных чувств: она заставляла удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее, представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея.

      Островский очень точно назвал музыку Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве — о любви.  То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

      И в 1882 году по- настоящему «оживил » Снегурочку Островского С.И. Мамонтов. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка вместе с родственниками и друзьями Саввы Ивановича по его инициативе и при его непосредственном участии поставили спектакль по пьесе Островского в 1882 г. Потом в 1886 г. показали всей России оперу «Снегурочка» с музыкой Римского-Корсакова в знаменитом частном оперном театре Мамонтова. Лишь после этих постановок Снегурочка вошла не только в души русских людей, но и в дома, т.е. стала появляться в Новый Год как спутница Деда Мороза.

 (слайд 9) Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника.

       В зимний день 1881 года после целого дня работы над картиной «Аленушка» Васнецов поднимался по широкой лестнице мамонтовского дома. Он торопился. В этот вечер назначено было читать по ролям пьесу Александра Николаевича Островского «Снегурочка», которую Савва Иванович давно мечтал поставить на домашней сцене. Роль Деда-Мороза досталось читать Васнецову, боярина Бермяты – Репину, а Мамонтов читал роль царя Берендея. Когда в последнем действии прозвучали заключительные слова веселой песенки Леля:

 Красное солнце наше!

 Нет тебя в мире краше, –

 все долго молчали, очарованные этой весенней, светлой и в то же время грустной пьесой-сказкой с ее русскими песнями, хороводами, плясками. Потом заговорили все сразу, решили ставить поскорей – к Новому году.

          Времени до спектакля оставалось мало. Надо было спешно разучивать роли, шить костюмы, готовить реквизит. Всем нашлась работа. Васнецову поручено было писать декорации, сделать рисунки костюмов. Сначала он даже оробел – никогда в жизни не был он художником театра. А тут еще и выступать в роли Деда-Мороза! «С непривычки было трудновато… – рассказывал Виктор Михайлович. – Савва Иванович весело подбадривает, энергия растет. Собственными руками написал я четыре декорации – Пролог, Берендеев посад, Берендееву палату и Ярилину долину… До часу или до двух ночи, бывало, пишешь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу, и сам не знаешь, что выйдет. Поднимешь холст, а Савва Иванович уже тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро, одушевленно: «А хорошо!» Посмотришь – и впрямь как будто хорошо. И как это удавалось – не поймешь»  (слайд № 10)

 В Абрамцеве Васнецов написал картину «Снегурочка — дочь Мороза и Весны» (сейчас она находится в Третьяковской галерее) как один из проектов декорации.       В декорациях «Снегурочки» В. Васнецова ожила русская сказка, раскрылась неяркая красота родной природы.

 (слайд № 11) (слайд № 12). Картина «Пролога» долго не выходила. Как-то, гуляя по заснеженному абрамцевскому лесу, Васнецов, вспоминали его коллеги-художники, остановился, будто громом пораженный. Вот здесь могла бы бродить загадочная девушка! Вскоре все увидели чудо, ожившее на холсте. Морозная голубая ночь, в бездонном небе далекие холодные звезды… А на опушке Снегурочка с лицом Шуры, младшей дочери Саввы Мамонтова.  «Натурой» для васнецовской Снегурочки была младшая дочь Мамонтова Александра.  Старшую дочь Веру все знают по картине «Девочка с персиками».  Александре выпала не меньшая честь — быть навечно запечатленной в образе российской Снегурочки. И она как никто достойна этого чистого и светлого образа. Эта умная и шустрая девочка в детстве любила зиму, особенно любила кататься на санках по абрамцевским кручам.

 Интересно, что впоследствии эта Снегурочка (Александра Саввична Мамонтова) станет организатором и первым директором музея «Абрамцево».

         Наступил вечер спектакля. Тихо раздвинулся занавес, и зрители сразу попали в сказочную страну берендеев. Лунная зимняя ночь; чуть мерцают звезды; темный лес, березки, сосны, домики-теремки с заснеженными крышами и самый настоящий Леший на сухом пне:

 Конец зиме пропели петухи,

 Весна-Красна спускается на землю.

 Полночный час настал, сторожку Леший

 От сторожил, – ныряй в дупло и спи!   (слайды 14, 15, 16)

 И дальше, в следующих действиях, зрители видят и Берендееву слободу с огромным желтым подсолнухом около избы Бобыля, и палаты царя Берендея, расписанные дивными цветами и птицами со звездами, луной и солнцем – со всей «красотой поднебесной», и Ярилину долину, где шумят, веселятся беззаботные берендеи и берендейки.  (слайды 17,18, 19, 20)

      Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище.  В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.

      Веселы грады в стране берендеев,

      Радостны песни по рощам и долам,

      Миром красна Берендея держава.

В декорациях В. Васнецова ожила русская сказка, раскрылась неяркая красота родной природы, затейливая самобытность народного творчества: поэтичность фольклорных образов, земных при всей своей сказочной фантастике, забавных и жизнерадостных. Художник уловил национальную самобытность «Снегурочки», и это прочно связало его зрительные образы с народно-песенными ладами. Варьируя формы древнерусского зодчества, художник воссоздает просторные сени сказочных хором. Вдали, на заднике декорации, – церкви, башни, тяжелая рубленая стена.

        В «Заречной слободке Берендеевке» соседствуют резное богатое крыльцо и покосившаяся избушка в одно оконце, а посреди улицы вырос подсолнечник – все это было одновременно реально и фантастично, все рождало впечатление праздничности.

Эскизы Васнецова к домашнему спектаклю «Снегурочка» хранятся в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево»: «Пролог», «Палаты царя Берендея», «Ярилина долина», «Улица слободки Берендеевки», «Дед Мороз», «Мизгирь», «Царь Берендей», «Лель», «Купава», «Бобыль», «Бобылиха» и для других действующих лиц пьесы! Когда его спрашивали, откуда взял он такие чудесные краски, он отвечал так: «…От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которое видел и у себя на родине и которыми еще была переполнена Москва восьмидесятых годов!»

Спектакль имел огромный успех. На первом представлении оперы был художник В.И.Суриков. Он «был вне себя от восторга. Когда вышли бобыль и бобылиха и с ними толпа берендеев с широкой масленицей, с настоящей старинной козой, когда заплясал бабец в белом мужицком армяке, его широкая русская натура не выдержала, и он разразился неистовыми аплодисментами, подхваченными всем театром».

    К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение ещё два известных художника.

Михаил Врубель в 1898 оду создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова. Позднее, в 1912 году, своё видение  Снегурочки  представил Н.К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочки в Петербурге.

   Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные художественные черты версий всех трёх мастеров кисти. Она может приходить на ёлку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове – так, как увидел её Васнецов: в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил её Врубель; (слайд 21) или в меховой шубке, которую надел на неё Н. К. Рерих (слайды  22, 23, 24).

     А свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

Путешествие в Щелыково

       В русской культуре есть немало примеров удивительного слияния творца, его произведений и места, где он творит. Михайловское, Болдино навсегда связаны с именем А. С. Пушкина, Ясная Поляна — с Л. Н. Толстым, Спасское-Лутовиново — с творчеством и героями И. С. Тургенева. В этом ряду и  Щелыково — заповедный уголок Костромской земли, место, прочно связанное с именем и творчеством русского драматурга А. Н. Островского.

Первый раз он приехал сюда с отцом, ему только исполнилось двадцать пять лет, он мало куда выезжал за пределы Москвы и заранее состроил в воображении своё Щелыково. «Сегодня я рассмотрел его, — записал он на другое утро по приезде в своей тетради, — и настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты. Дом стоит на высокой горе, которая справа и слева изрыта такими восхитительными оврагами, покрытыми кудрявыми сосенками и липами, что никак не выдумаешь ничего подобного».

Понравился ему удобный, необычной архитектуры дом, и что он так поставлен, понравились ему и три реки, словно сёстры, — меньшая, средняя и старшая, сообщающие законченность и одушевлённость красоте этих мест: тоненькая ниточка Куекши, текущая под самым домом, студёная, с каменистым дном Сендега в лесистых берегах и плавная, спокойная Мера, впадающая ниже по течению в Волгу. Непривычно звучали уху их древние мерянские имена.

Сельцо Щелыково вело свою родословную с XVIII века, когда один из «лейб-кампанцев», подаривших Елизавете Петровне царский престол, капитан Михаил Кутузов, завёл здесь своё имение. Построенная им усадьба сгорела, но на её месте сын его, костромской предводитель дворянства Фёдор Михайлович Кутузов, возвёл уютный новый дом, которому суждено было стать приютом драматурга. Отец Островского купил имение с торгов  у размотавших состояние наследников Кутузова. Имение было запущено, отец Островского стал деятельно его благоустраивать: привёл в порядок сад, построил теплицу. Он мечтал, чтобы Щелыково стало наследной вотчиной, и в тщеславной заботе  насадил перед парадным крыльцом девять пихт – восемь кружком, в честь восьми живых детей, и одну в центре – в честь себя. Умирая, отец велел приподнять его с подушек, чтобы в последний раз взглянуть на окрестные леса, заснеженную февральскую долину. Чтя память покойного мужа, Эмилия Андреевна приглашала отдохнуть в Щелыково своих пасынков. Жить в русской  деревне – не то, что рассматривать родовой шведский замок на гравюре, всё требовало заботы и рук; хозяйство приходило в упадок. В 1867 году Александр Николаевич вместе с братом Михаилом выкупили дом у мачехи, и имение окончательно закрепилось за Островским.

 Большинство исследователей творчества Островского, говоря о пьесе «Снегурочка», ссылаются на дневник драматурга, который он вел весной 1848 года, когда переезжал с семьей из Москвы в Щелыково. Путь Островского лежал через города Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому. Может быть, во время остановки в Переславле – Залесском автор «Снегурочки» и услышал местную легенду «о царстве счастливых берендеев, которыми правил добрый и мудрый царь». По народным преданиям, находилось оно на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого сохранялись остатки древнего городища.

       Красота окружающей природы, места, вводящие нас в мир героев Островского, — все это и поныне сохраняет за Щелыковом ту притягательную силу, то очарование, которое испытал драматург во время первого приезда в усадьбу, которую назвал «обетованными местами».

              Сказочность природы Шелыкова непременно вызывает в памяти фольклорные мотивы и образы. Здесь все дышит преданием и в предание обращается. Поэтому и появление пьесы-сказки «Снегурочка» в творчестве драматурга совсем не случайно.

                    Картины русской природы, горячо любимой Островским, также присутствуют в весенней сказке «Снегурочка».  Голубой ключ на берегу реки Куекши (у драматурга – озеро), чудесная поляна – прообраз Ярилиной долины и другие пейзажи в Щелыкове Костромской губернии встречаются в «Снегурочке». Песни, которые услышал Островский в тех местах, были использованы в напевах Леля. «Кроткий, добрый, на все способный», по словам Островского, народ, населявший окрестности Щелыкова, также близок берендеям, выведенным в пьесе. Пришло время  нам перенестись в этот удивительный уголок средне — русской глубинки – сельцо Щелыково Котромской губернии.

(вставка – презентация «Щелыково – родина Снегурочки»)

      Вот мы  побывали на Родине Снегурочки…., а ведь сказочная  героиня должна где-то жить,  иметь свою «жилполщадь», на высоком берегу  матушки – Волги  в старинном русском городке Кострома вознёсся настоящий Терем Снегурочки – дом, где она ждёт наступления очередного Нового года.  Дорогие мои ветераны, я приглашаю вас виртуально посетить этот чудесный дворец!!!!

(вставка- презентация «Терем Снегурочки в Костроме»)

Хорошо, по-домашнему уютно в тереме у Снегурочки, но пора и честь знать. Ведь не зря говорят «В гостях хорошо, а дома…. (ветераны продолжают пословицу)…  Так что теперь мы с вами собираемся в обратный путь… ведь дорога  к дому всегда короче остального пути.  На обратном пути мы вернёмся в  родной               поселок, посетив мою страницу на сайте Одноклассники. ru, где посмотрим видеофильм «Денисово-Родина», составленный на основе фотографий разных лет, запечатлевших наш любимый посёлок – такой маленький уголок  на огромной планете ЗЕМЛЯ!!!!

Дорогие мои ветераны, спасибо за внимание! До новый встреч!!!

Библиография

1. Кораблёва, Л. В. Прощай, зимушка – старушка, седая хлопотушка! [Текст]//Л. В. Кораблёва. – 2006. — № 1. – С. 21 — 23

2.  Кузнецова, Г. А. Снегурочка [Текст]//Г. А. Кузнецова. – Читаем, учимся, играем. – 2006. — № 1. – С. 13 – 17

3. Литературные места России: Альбом/Авт.- сост. Е.Г. Ванслова, Ю.П. Пищулин. – М.: Сов. Россия, 1987. – 289 с.

4. Мишланова, Т. А. Как на масленой неделе [Текст]// Т. А. Мишланова. – Читаем, учимся, играем. – 2006. — № 1. – С.18 — 20

5. Овсянникова, Н.М. Весёлых масок карнавал [Текст]/Н.М. Овсянникова//Читаем, учимся, играем. – 2008. — № 9. – С.8 – 16

Поделитесь в соц. сетях